ИЯФ для ИТЭР: сибирские физики создают «окна» в термоядерную плазму
Физика
Площадка ITER в Провансе (Франция). Credit © ITER Organization

ИЯФ для ИТЭР: сибирские физики создают «окна» в термоядерную плазму

Один грамм дейтерия – «тяжелой воды», по энергетическому «потенциалу» эквивалентен эшелону вагонов нефти. Этот поразительный факт вроде бы сулит человечеству неисчерпаемый источник энергии – в отдаленном будущем и при наличии необходимых технологий. Проект Международного экспериментального термоядерного реактора (ITER), основанный на реакции слияния ядер двух тяжелых изотопов водорода, дейтерия и трития, в ядро «легкого» гелия, как раз и призван показать миру возможность промышленного производства термоядерной энергии. И если этот эксперимент пройдет успешно, то это будущее может оказаться не таким уж и далеким. Один из ведущих специалистов Института ядерной физики им. акад. Г.И. Будкера СО РАН (Новосибирск), заместитель директора по научной работе д.ф.-м.н. А. В. Бурдаков и руководитель «Проектного центра ИТЭР» Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (Москва) д.ф.-м.н. А. В. Красильников, рассказали корреспонденту журнала «НАУКА из первых рук» о том, зачем человечеству понадобилось «приручать» Солнце и что для этого делают сибирские физики.

Credit © ITER Organization

В старых фантастических фильмах можно увидеть, как люди в белых халатах с умным видом разносят по «колбочкам» солнечную плазму – наверное, именно так виделась далеким от науки сценаристам реализация идеи термоядерного синтеза. В свое время ученым удалось разработать способы запустить термоядерную реакцию в смеси тяжелых ядер водорода, и этот первый шаг к управляемому термоядерному синтезу прозвучал в СССР летом 1953 г. очень громко – взрывом первой в мире водородной бомбы. Тогда же родилась идея использовать термоядерную энергию в мирных целях, но первоначальная эйфория перетекла в долгие годы исканий и напряженной работы.

Руководитель советской программы по управляемому термоядерному синтезу академик Л.А. Арцимович еще в 1960-х гг. говорил, что термоядерная энергия будет освоена тогда, когда это действительно понадобится человечеству. Решение семи технологически развитых стран о создании Международного экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР) свидетельствует, что это время пришло. ИТЭР – это научно-исследовательский проект всего мира, настоящий шаг в неизведанное. Помимо основной цели – освоения «звездной энергии» и перехода на новую термоядерную энергетику, все страны-участницы получают «бонусом» самые последние научные открытия и новейшие технологии, которые можно использовать здесь и сейчас.

Институт ядерной физики СО РАН выполняет ряд работ по проекту ИТЭР. Одна из них – производство стальных порт-плагов весом 46 т, выполняющих роль первой стенки, примыкающей к нагретой до 100 млн градусов плазме. Порт-плаг одновременно служит и «окном» в горячую область, и «пробкой», препятствующей потоку термоядерных нейтронов, генерируемых в плазме. В каждой такой детали разместят диагностические системы, которые будут поставлять информацию о состоянии вещества на центральный пульт. К 2019 г. в институте появится особая площадка, где все эти диагностические устройства будут собраны и начнется их монтаж в порт-плаги. Готовые узлы отправятся из Новосибирска во Францию, на площадку первого в истории человечества экспериментального термоядерного реактора.

Полностью познакомиться с материалом можно на сайте журнала «НАУКА из первых рук» в разделе онлайн публикаций.