Как формируются неформальные «скрепы» между людьми
Общество

Как формируются неформальные «скрепы» между людьми

В современном мире изучать формирование социальных союзов у человека сложно, так как отношения в нашем обществе очень сильно формализованы и структурированы. Чтобы взглянуть на человека как на биологический вид, ученые исследовали социальные связи у мужчин из небольшого индейского племени, у которого нет правительства, суда, других формальных социальных институтов

В дикой природе представители многих видов позвоночных образуют союзы, когда две или больше особей начинают сотрудничать вместе, к примеру, объединяясь против третьей стороны. Участие в дружественных коалициях дает преимущество в межвидовых конфликтах, помогает получить и сохранить определенный социальный статус и связанные с ним привилегии.

Такое поведение характерно для социальных животных, таких как вороны, дельфины, слоны, некоторые хищники и, конечно, многие приматы. Так, самцы шимпанзе, вступая в союз с более высокоранговыми особями, повышают и свой статус, увеличивая шансы на размножение. У многих приматов образуют коалиции и подчиненные самцы – так они борются с привилегированным доступом к ресурсам высокопоставленных особей. Кстати сказать, подобные союзы образуют и люди, только, естественно, у нас они более сложные, чем у животных.

Ученые из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (ФРГ) и Университета Ричмонда (США) в течение 8 лет изучали формирование мужских коалиций у индейцев чимане – одного из коренных народов Боливии. Объединять женщин и мужчин они сочли неправомочным, так как это племенное общество отличается ярко выраженным гендерным разделением труда.

Семья чимане на рыбалке

Чимане живут в деревнях группами по 50–500 человек, занимаются земледелием (выращивают бананы, маниоку, рис, кукурузу), охотой и рыбной ловлей. До середины прошлого века индейцы жили довольно изолировано, войны среди них неизвестны, а межличностные конфликты редко сопровождаются физической агрессией и в основном ограничиваются словесным выяснением отношений.

Тем не менее, конфликтов хватает и здесь. Но возникают они лишь по вполне прозаическим, бытовым поводам: это споры о земле, которая официально никому конкретно не принадлежит, обвинения в воровстве, лени, халатности, домашнем насилии и т.п. Споры обычно разрешаются либо самими спорщикамии, либо с привлечением других членов общины.

Как выяснили исследователи, поддержку участникам конфликта, как правило, оказывают их родственники и партнеры по трудовой деятельности. В свою очередь, они, как правило, отвечают на такую поддержку, оказывая своим союзникам помощь в случае других конфликтов в будущем.

При этом люди со схожим социальным статусом редко становятся союзниками. Высокостатусные члены общества чаще берут в партнеры людей с более низким статусом, чтобы узаконить или увеличить свое влияние. А людей с более низким статусом, соответственно, привлекают их противоположности – это позволяет им повысить эффективность своей коалиции.

Популярностью в качестве партнеров пользуются физически сильные люди, но все же основными центрами коалиционной сети, косвенно связывающей всех мужчин в сообществе, служат мужчины с самым высоким «неформальным» статусом. Они могут поддержать обе стороны конфликта – в этом случае они действуют скорее как посредники.

Кстати сказать, люди с высоким статусом с большей вероятностью сами являются источниками конфликтов, однако этот факт может быть следствием их высокой вовлеченности в социальные связи, что увеличивает вероятность втягивания в спорную ситуацию.

Исследователи подчеркивают, что в данном случае речь идет об относительно небольшом и равноправном человеческом обществе, и что такие союзы у людей, по сравнению с обезьянами, имеют более разнообразные мотивы и проявления. И тем более удивительно, как много общего с ними у нас осталось…