Почему животные не стали людьми
Капуцины (Cebus)

Почему животные не стали людьми

Иногда животные ведут себя так, что еще и задумаешься, кто из вас двоих глупее – твоя собака или ты. Но у людей есть то, чего точно нет у животных. Вряд ли животные способны рассуждать и планировать свои действия или, к примеру, подробно рассказать нам о своих планах.

Какие когнитивные элементы являются специфически человеческими, выясняли исследователи из Городского университета Нью-Йорка (CUNY, США) и Стокгольмского университета (Швеция). Они выдвинули предположение, что дело может быть в способности к распознаванию и запоминанию информации, поступающей в виде последовательности событий.

Традиционно при попытке понять, в чем разница между когнитивными способностями человека и других животных (человек – тоже животное), внимание акцентировалось на способах обработки полученной информации. Но не менее важен этап, на котором информация приобретается и «записывается» в мозг. Ученые предположили, что животные обладают ограниченной способностью работать с информацией, упорядоченной в виде последовательных событий.

Исследователи объединили и проанализировали данные 108 поведенческих экспериментов, в которых изучалась способность запоминать последовательные события у восьми видов птиц и пяти видов млекопитающих, включая приматов. Эксперименты были достаточно простыми, например, животные должны были запомнить порядок, в котором включали зеленую или красную лампочку. Но, по словам ученых, если люди обучались выполнять подобные задания за пару десятков попыток, то животным требовались тысячи. При этом просто одно событие от другого животные отличали так же хорошо, как и люди.

Человек воспринимает последовательные события, используя понятия типа «первый» и «второй», «до» и «после», но восприятие животных, по мнению исследователей, не структурировано, «записывается» очень приблизительная информация о продолжительности, периодичности, частоте сигнала. Это не значит, что животные вообще не способны к обработке последовательно поступающей информации. Например, пение птиц представляет собой сложные звуковые последовательности. Собака отлично может запомнить последовательность «звуковой сигнал – наполненная кормушка» и не отреагирует на тот же сигнал, если она уже поела. Но так бывает, если работа с последовательными событиями эволюционно адаптивна: птичье пение – часть брачного ритуала, пища – жизненно важная часть объективной реальности. Работать с информационными цепочками, которые животным «ни для чего не нужны», они умеют очень плохо.

Видимо человек в процессе эволюции каким-то образом получил способность работать с последовательностями абстрактных информационных цепочек. Люди научились рассуждать и планировать, запоминать последовательность событий и воспроизводить их, заниматься «ни для чего не нужной» математикой и играть в шахматы. Возможно, именно эта способность привела к тому, что люди научились разговаривать: ведь язык передает информацию через определенный порядок слов, их упорядоченную последовательность. Качество восприятия информации, аналогичное тому, что у животных, например, не позволит отличить словосочетание killer whale (дельфин-косатка) от whale killer (убийца китов) или «the dog bit the lady» (собака укусила даму) от «the lady bit the dog» (дама укусила собаку).

Возможно, научившись работать с последовательными информационными цепочками, наши предки и получили эволюционное преимущество, которое сделало их людьми.

Фото: https://en.wikipedia.org