Хорошо ли жить «под зонтиком» у панды?
Большая панда, обитающая в горных регионах Центрального Китая, стала не только символом Всемирного фонда дикой природы, но и олицетворением борьбы за сохранение биоразнообразия планеты. Уже в 2016 г. статус этих животных был изменен с «вымирающего» на «уязвимый». Однако усилия по спасению большой панды неоднозначно сказались на других животных, обитающих с ней по соседству
В проектах по сохранению биоразнообразия какой-либо экосистемы в качестве «главного» охраняемого объекта часто выступает вид, процветание которого косвенно способствует сохранению других видов. Поэтому такой вид называют зонтичным.
Обычно в качестве «зонтика» выбирают крупных животных, стоящих на более высоких уровнях пищевой пирамиды, условия жизни которых отвечают потребностям многих других членов сообщества, обитающих на той же территории. Очень часто зонтичный вид одновременно является и флагманским, т.е. с высокой «харизматичностью», благодаря чему он становится символом проекта, привлекая внимание общественности и финансовую поддержку.
В Центральном и Юго-Западном Китае таким видом стала большая панда, или бамбуковый медведь – животное из семейства медвежьих, похожее на большую мягкую игрушку, получившее всемирную известность. Создание системы из 67 заповедников и введение запрета на вырубку леса улучшило условия среды обитания панды, что способствовало сохранению этого вида. Но насколько то, что оказалось хорошо для панды, пришлось по вкусу животным, обитающим рядом с ней?
Чтобы ответить на этот вопрос, группа китайских и американских ученых использовала данные фотоловушек, работавших в начале 2000-х и в 2010-х гг., чтобы оценить, как охрана среды обитания большой панды повлияла не только на нее саму, но и на восемь видов ее соседей-млекопитающих. В число этих видов вошли лесная кабарга – вымирающий вид; три вида в статусе «уязвимый» – гималайский медведь (азиатский черный медведь), парнокопытные такин и китайский горал; а также близкие к уязвимому статусу хохлатый олень и китайский серау. Положение еще двух видов – китайского мунтжака из семейства оленей и кабана – вызывало наименьшие опасения.
Оказалось, что несмотря на общее положительное влияние природоохранной деятельности, существующая система заповедников, разработанная для больших панд, не обеспечивает одинаково хороших условий среды для всех обитающих там видов. Так, хотя популяции такинов и диких кабанов при этом благоденствуют и растут, для кабарги и гималайского медведя эти места обитания становятся практически непригодными.
Дело в том, что заповедники для панды в основном располагаются на возвышенностях с пологими склонами, которые покрывает старый смешанный лес с подлеском из бамбука. А для гималайского медведя и кабарги подходят лиственные леса и кустарники. Сейчас такие местообитания можно найти за пределами заповедной зоны, в низинах между холмами. Поэтому для сохранения биоразнообразия в регионе ученые предлагают еще один «зонтик» – гималайского медведя. Это животное не только соответствует большинству критериев для зонтичного вида, но также нуждается в серьезной защите.
Фото: https://pxhere.com