Люди не муравьи: наш мозг не уменьшился из-за развития социального интеллекта

Люди не муравьи: наш мозг не уменьшился из-за развития социального интеллекта

Последнее время в научном сообществе приобретает популярность гипотеза, что за последние 3 тыс. лет размер мозга человека уменьшился – из-за того, что люди научились хранить информацию не только в собственной голове. Ученые перепроверили результаты одной из таких работ, чтобы понять, насколько можно им доверять

Долгое время считалось, что увеличение размера головного мозга является ключевой адаптацией человека как вида. Ведь за последние 4 млн лет этот орган действительно неуклонно увеличивался, как у наших человекообразных предков, так и у людей современного типа.

Такие выводы об изменении размеров мозга в процессе эволюции человека сделаны на основании исследования ископаемых антропологических останков. При этом о некоторых видах мы можем судить лишь по нескольким, а иногда даже одному черепу, что делает наши знания несколько фрагментарными и ограниченными. Тем не менее общая тенденция к увеличению размера мозга кажется очевидной.

Однако недавно группа ученых выдвинули гипотезу, что примерно 3 тыс. лет назад мозг человека начал уменьшаться. То было время активного перехода к земледелию, появления городов и империй, а главное – развития различных форм письменности, в результате чего отпала необходимость запоминать большие объемы информации.

По мысли исследователей, при развитии сложного общества, росте совокупного интеллекта и знаний в рамках социальной группы, стабилизирующий отбор, благоприятствующий наличию крупного мозга, ослабляется на уровне индивидуумов. Более того: может начаться отбор в сторону его уменьшения, ведь головной мозг, как известно, является одним из самых энергозатратных органов. По крайней мере, так это происходит у муравьев, с которыми авторы гипотезы сравнивают человечество. Но насколько это сравнение уместно?

Недавно ученые под руководством специалистов из Невадского университета в Лас-Вегасе (США) проанализировали данные, использованные в этом исследовании, и аргументированно заключили, что сделанные в нем выводы неверны.

Во-первых, вызывает вопросы сама выборка археологических находок, представлявшая собой коллекцию из 987 ископаемых и музейных образцов, начиная от рудапитека, жившего 9,85 млн лет назад, до людей современного физического типа, останки которых были датированы возрастом от 300 тыс. до 100 лет. Выборка оказалась очень несбалансированной: более половины образцов относилась к последней сотне лет, причем большая часть из них принадлежала австралийским охотникам-собирателям.

Учитывая, что переход к развитым, сложным сообществам происходил в разных местах в разное время, то и изменения размера мозга в этих человеческих популяциях должны обнаруживаться в соответствующие периоды. Однако для проверки этого предположения из всей коллекции фактически оказались пригодны только 23 черепа.

Кроме того, среднее значение объема черепа современного человека исследователи оценили в 1297 см3, что значительно ниже других оценок, которые обычно находятся в диапазоне 1340–1460 см3. Есть вопросы и к методам анализа данных.

Сейчас ученые изучили ту же выборку, использовав другую методику обсчета и исключили из нее австралопитеков и эректусов, размер мозга которых вряд ли имеет отношение к событиям трехтысячелетней давности. Для анализа использовались только данные о людях современного физического типа, живших в последние 300 тыс. лет, причем дополнительно были отдельно проанализированы данные за последние 30 тыс. лет.

В результате им не удалось обнаружить изменений в размере мозга, связанных с переходом к земледелию в голоцене. Как и вообще никакого изменения этого параметра, в том числе и увеличения, за триста последних тысячелетий эволюции нашего вида. Есть повод задуматься…