1945
Зимняя спячка как фактор долголетия летучих мышей
Eptesicus fuscus (большой бурый кожан)

Зимняя спячка как фактор долголетия летучих мышей

Животные, впадающие в зимнюю спячку, как правило, живут дольше, чем те, кто решает проблему зимовки, мигрируя в теплые края. Оказалось, что такой способ справляться с трудностями сопровождается изменениями в геноме, связанными с биологическим возрастом организма

Многие млекопитающие, чтобы пережить неблагоприятные периоды жизни, такие как холодное время года или нехватку пищи, переходят в «энергосберегающий режим» гибернации. Проще говоря, впадают в спячку. В этом состоянии у животного снижается температура тела, частота дыхания и сердцебиения, замедляется обмен веществ.

Долгая зимняя спячка характерна для некоторых грызунов, летучих мышей, ежей, сумчатых и даже приматов. Но несмотря на широкое распространение этого явления, регулирующие его генетические механизмы остаются малоизученными.

Спячка летучих мышей представляет особый интерес, поскольку связана с появлением экстремального долголетия. Один из таких долгоживущих видов летучих мышей – большой бурый кожан (Eptesicus fuscus) – привлек внимание группы ученых из США и Канады. Эта распространенная в США летучая мышь может похвастаться необычайно большой продолжительностью жизни – до 19 лет. При том что большой кожан, несмотря на название, не так уж велик – его размер сопоставим с размером среднего грызуна – живет он много дольше.

Ранее исследователи уже научились определять шансы летучих мышей на долгую жизнь по их ДНК, определяя их «биологический возраст» с помощью метода эпигенетических часов. Как известно, эпигенетическая (надгеномная) регуляция работы генов в большой степени определяется статусом их метилирования – присоединения метильной группы (-CH3) к определенным регуляторным участкам молекулы ДНК. Обычно метилирование подавляет работу гена, а его потеря – активирует.

Уровень метилирования ДНК падает с возрастом и связан с развитием пагубных эффектов старения, поэтому его можно использовать для прогнозирования продолжительности жизни. Оценивая биологический возраст у летучих мышей, ученые выяснили, какие гены у них не подвергаются «дополнительному» метилированию и, по-видимому, определяют их долголетие. Это были гены, обеспечивающие высокую активность иммунной системы и подавление развития злокачественных опухолей.

Теперь исследователи изучили образцы тканей 20 бурых кожанов разного возраста, отбирая их дважды – зимой, во время спячки, и летом, в период активности. Оказалось, что спячка действительно продлевает биологический («эпигенетический») возраст летучих мышей. Дополнительное метилирование ДНК происходит в определенных участках генома и, по-видимому, отвечает за замедление обмена веществ во время гибернации. При этом некоторые из этих метилированных участков ранее были определены как «гены долголетия».

Результаты этого исследования расширяют наше понимание механизмов экстремальной продолжительности жизни большого бурого кожана, но не дают ответа на все вопросы. Спячка, безусловно, вносит в их долгожительство свой вклад, но ведь среди грызунов, также впадающих в гибернацию, таких мафусаилов не встретить! Причины долгой жизни летучих мышей – как, вероятно, и других долгоживущих видов – комплексные, и до их полного понимания нужно сделать еще немало шагов.