Мамонты не пережили изменения «ледникового» рациона
Иллюстрации худ. С. Меньшикова из кн. А.В. Шаповалова «По следу мамонта» (1999)

Мамонты не пережили изменения «ледникового» рациона

Вымирание мегафауны плейстоцена, к которой относятся и такие гиганты, как мамонт, связывают либо с деятельностью человека, либо с изменением климата. Эти конкурирующие гипотезы практически поочередно получают подтверждения в свою пользу. И вот недавно международной группе исследователей при участии специалистов из Санкт-Петербургского государственного университета удалось разрешить этот давний спор с помощью методов палеогенетики

Шерстистые мамонты – вымершие древние предки слонов – жили на территории современной Сибири немногим менее полумиллиона лет, но несколько тысяч лет назад полностью исчезли с лица земли. Долгое время считалось, что причиной вымирания мамонтов стали первобытные люди, которые охотились на них из-за мяса, а скелеты и бивни использовали для строительства жилищ и выделки оружия. Но так ли это было на самом деле?

Чтобы ответить на этот вопрос, группа ученых из США, Великобритании, Канады, Дании, Германии, Франции, Норвегии, Швеции, Китая и России провели метагеномный анализ более 500 образцов грунта из районов вечной мерзлоты и озерных отложений со всей Арктики. В результате им удалось изучить ДНК растений и млекопитающих, обитавших на территории древней Сибири 50–14 тыс. лет назад. Для анализа этой генетической информации была создана масштабная справочная база данных для таксономической идентификации этих видов на основе уже имеющихся баз данных, которые были дополнены геномами 12 арктических животных и ряда современных голарктических растений.

Далее исследователи создали модель, учитывающую пространственное распространение животных и растений, характеристики палеоклимата, а также появление человека и возможные события, с этим связанные, чтобы реконструировать процессы изменения состава флоры и фауны и природной среды в целом.

Оказалось, что некоторые виды животных, как правило, являлись частью одного и того же сообщества: к примеру, обнаружение в образце ДНК карибу, зайца и полевок обычно означало, что там имеется также ДНК лошади и мамонта. Однако между человеком и другими травоядными, кроме зайца, таких связей практически не было обнаружено. А учитывая, что в модель изначально была заложена некоторая переоценка присутствия людей, их вклад в исчезновение мегафауны в Арктике можно считать маловероятным.

На первый план теперь выходят изменения климата, в первую очередь таяние арктических льдов, что спровоцировало рост годовых осадков. Это привело, с одной стороны, к увеличению снежного покрова зимой, что ограничивало доступ к пище, с другой – к образованию новых озер, рек и болот, что сопровождалось резким изменением характера растительности. Крупные травоядные животные, очевидно, не смогли адаптироваться к непривычному и скудному рациону, и их популяция начала сокращаться.

Шерстистые мамонты (и их предки) некогда обитали на всех континентах, кроме Австралии и Южной Америки. Ранее считалось, что только некоторым из них удалось пережить конец последнего ледникового периода на островах Врангеля и Святого Павла у берегов Сибири и Аляски.

Однако сейчас ученые выяснили, что несмотря на резкое сокращение ареала этих гигантов небольшим популяциям мамонтов удалось дожить до раннего голоцена (7,3–8,6 тыс. лет назад) на территории современной континентальной северо-восточной Сибири и в Северной Америке. А ДНК мамонтов с п-острова Таймыр говорит о том, что еще около 4 тыс. лет назад они встречались на севере центральной Сибири.

Вероятно, выжить в этих местах мамонты смогли лишь благодаря сохранившимся к тому времени «степно-тундровым» ландшафтам с привычной для них растительностью. А когда и эти «осколки прошлого» исчезли, вместе с ними ушли навсегда и самые крупные наземные млекопитающие планеты. И дело здесь вовсе не в охоте, ведь в некоторых регионах Арктики и Субарктики люди сосуществовали с мамонтами в течение десятков тысяч лет.

Материал подготовлен с использованием пресс-релиза Пресс-службы СПбГУ