• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
2230
Раздел: Археология
Мастерская каменного века

Мастерская каменного века

Издавна людям попадались интригующие находки – камни необычного вида и формы: оббитые гальки, заостренные каменные пластины, листовидные кремни… «Ведьмины пальцы», «громовые стрелы» – назывались они в русском народе. Эволюционная теория и ископаемые антропологические находки объяснили происхождение большинства таких предметов: их сделал первобытный человек

Долгое время археологи занимались изучением только внешних форм найденных артефактов, поэтому их заключения в отношении древних орудий были достаточно умозрительны и субъективны. Но в конце концов ученые в прямом смысле «засучили рукава» и... сделали каменный топор. Благодаря подобной реконструкции деятельности древних людей удалось выяснить – как создавались орудия в палеолите. А сравнив характерные следы износа на поверхностях экспериментальных образцов и древних «подлинников», археологи установили – для чего и каким образом эти орудия использовались.

Специалист в области экспериментальной археологии д. и. н. П. В. Волков (ИАЭТ СО РАН, г. Новосибирск) за работой. Каменные орудия – бифасы, – вышедшие из современных «умелых рук» (слева внизу). «Инструментальный набор» археолога-экспериментатора (справа внизу). Фото П. Волкова

Результаты археологических эксперимен­тов оказались неожиданными. Например, выяснилось, что на изготовление каменного топора у нашего «опытного» современника уходит всего лишь пара часов! С другой стороны – большая часть орудий начала и конца каменного века практически не имеет различий по уровню мастерства и технике исполнения. Над чем стоит задуматься…

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!

#
shunkov@archaeology.nsc.ru
Член-корреспондентРАН
доцент
директор ИАЭт, автор курса «Палеоэкология человека» кафедра археологии и этнографии НГУ

Институт археологии и этнографии СО РАН

Новосибирский государственный университет