Рожденные кесаревым теряют способность любить?
Физиология

Рожденные кесаревым теряют способность любить?

Прерийные полевки известны своей моногамией – связь между постоянными партнерами поддерживается «гормоном любви и привязанности» окситоцином, активирующим мозговую систему вознаграждения. Сейчас ученые выяснили, как обстоятельства рождения могут лишить их этой способности

Прерийные полевки (Microtus ochrogaster) – обитатели степных ландшафтов североамериканского континента – выделяются среди других мышевидных грызунов своей «схожестью» с человеком. Во-первых, они также практикуют моногамию: сложившаяся пара любит проводить время вместе и вместе заботится о потомстве. Кроме того, эти довольно далекие от нас в эволюционном плане животные схожи с нами по некоторым физиологическим особенностям, в том числе работе мозга, а также ряда генов.

Более 40 лет назад группа ученых из США начала серию исследований на этих необычных грызунах, благодаря чему была открыта роль гормона окситоцина в формировании социальных связей. Сейчас ученые занимаются вопросами эпигенетической («надгеномной») регуляции работы генов. В частности, они заинтересовались влиянием на активность генов гормональных изменений, связанных с обстоятельствами рождения. Другими словами, может ли сам способ рождения – в результате естественных родов или с помощью кесарева сечения – повлиять на нашу способность сопереживать и любить?

Известно, что во время обычных родов в крови матери и плода резко повышается уровень гормонов окситоцина, вазопрессина, глюкокортикоидов, адреналина и норадреналина. Повышенный уровень гормонов, «сигнализирующих о рождении», помогает осуществить переход к независимому от матери существованию новорожденного.

Однако при кесаревом сечении этот гормональный уровень в послеродовом периоде существенно ниже. Подобный недостаток в ранний период жизни, очень чувствительный к разного рода воздействиям, может изменять «тонкие настройки» процессов дальнейшего развития. И пониженный уровень окситоцина, в том числе, может повлиять на социальное поведение взрослой особи.

Когда ученые изучили долгосрочные последствия кесарева сечения для развития нервной системы у прерийных полевок, то обнаружили, что у таких детенышей хуже работает терморегуляция. А это ведет к поведенческим нарушениям, так как они меньше стремятся прижаться друг к другу, чтобы согреться. Способ рождения достоверно повлиял и на работу генов кишечного эпителия, а также, хотя и незначительно, на состав микробного сообщества кишечника потомства.

Но самым важным оказался тот факт, что, полевки, рожденные кесаревым сечением, во взрослом возрасте не выказывали предпочтений при выборе партнера и не образовывали устойчивые пары. Правда, эта способность у них сохранялась, если при родах им вводили окситоцин.

Что могут означать эти результаты? Известно, что сейчас с помощью кесарева сечения рождается все больше детей – их доля в разных странах доходит до 20–30%, а то и до 40%! Большинство современных исследований влияния кесарева сечения на ребенка посвящены вероятности развития у него расстройств аутистического спектра. Есть и данные о связи кесарева сечения с задержкой развития социальных навыков у грудничков, а позже – с проблемами в общении со сверстниками. С другой стороны, сейчас не менее широко практикуется активация процесса родов с помощью введения окситоцина в организм роженицы.

Так что пока следует осторожно относиться к экстраполяции результатов эксперимента на полевках на человека. Это, скорее, лишь повод для проведения более тщательных исследований последствий самого кесарева сечения и оценки гормональной терапии в этом случае.