Открыт механизм терапевтического действия марихуаны при аутоиммунных заболеваниях кишечника
Слизистая тонкого кишечника человека. Оптическая микроскопия

Марихуана – наркотическое средство, получаемое из посевной конопли (Cannabis sativa), в некоторых странах, включая несколько американских штатов, разрешена для медицинского употребления. Конопля и ее психоактивные вещества (каннабиноиды) используется для купирования тошноты при химиотерапии, против хронических болей и спазмов и т.д. Считается, что марихуана существенно уменьшает симптомы воспалительных заболеваний кишечника, таких как язвенный колит и болезнь Крона. Недавно группа американских и британских ученых выяснила механизм противовоспалительного действия каннабиса на кишечник

В нашем кишечнике всегда присутствует множество микроорганизмов, как наших постоянных обитателей, так и попадающих туда с пищей. И если среди них нет болезнетворных, иммунная система обычно на них не реагирует. Тем не менее она всегда находится в «боевой готовности» на случай проникновения патогенов, которых нужно быстро уничтожить. Такое напряженное состояние предрасполагает к возможности «ложного срабатывания», когда иммунная система организма начинает атаковать слизистую оболочку кишечника: запускается аутоиммунный процесс

Критическим этапом в развитии такого воспаления является миграция в просвет кишечника иммунных клеток нейтрофилов – эти лейкоциты служат первой линией защиты организма от бактериальных инфекций. Ученые из Медицинской школы Массачусетского университета (США) и Университета Бата (Великобритания) ранее уже выяснили механизм этого явления: чтобы «приманить» нейтрофиллы, белок MRP2 (переносчик различных химических соединений через мембрану клетки) обеспечивает поступление на слизистую кишечника хемоаттрактанта HxA3

В регуляции обратного процесса, «отпугивающего» нейтрофилы, исследователи заподозрили другой белок-переносчик – Р-гликопротеин, так как в кишечнике лабораторных мышей, у которых этот белок отсутствовал, воспаление развивалось спонтанно. Было высказано предположение, что Р-гликопротеин также переносит в просвет кишечника какое-то соединение, на этот раз замедляющее миграцию нейтрофилов. Так как Р-гликопротеин служит транспортером для гидрофобных, т.е. нерастворимых в воде веществ, поиск вели среди молекул липидной природы.

Работая с клеточной культурой эпителиальных клеток слизистой кишечника человека, ученые выделили и идентифицировали молекулярную фракцию, обладающую способностью замедлять миграцию нейтрофилов. И оказалось, что эти молекулы способны связываться с каннабиоидным рецептором CB2

Каннабиоидные рецепторы получили свое название благодаря тому, что их открыли именно как рецепторы для психоактивных веществ марихуаны. Однако в организме вырабатываются и собственные, эндогенные каннабиоиды, которые и связываются с этими рецепторами. Главные каннабиоидные рецепторы CB1, расположенные на мембранах нейронов, участвуют в регуляции правильной работы синапсов, а периферические CB2 активны на мембранах клеток иммунной системы.

В экспериментах на лабораторных мышах, у которых был «выключен» ген, кодирующий белок CB2, проявления острого кишечного воспаления были выражены сильнее. При «выключении» же гена, кодирующего Р-гликопротеин, уровень эндогенных каннабиоидов на слизистой кишечника животных снизился, а миграция нейтрофилов усилилась.

Таким образом выяснилось, что именно Р-гликопротеин участвует в процессе, «отключающем» воспалительную реакцию слизистой кишечника. И делает он это, транспортируя в просвет кишечника эндогенные каннабиоиды, «отпугивающие» нейтрофилов. По-видимому, действие каннабиоидов осуществляется через рецепторы CB2, располагающихся на клетках иммунной системы. Вероятно, тот же механизм работает в случае приема марихуаны: если собственная система организма дает сбой, делу могут помочь каннабиоиды, содержащиеся в конопле.

Ученые надеются, что результаты их работы помогут разработать новые способы лечения воспалительных заболеваний кишечника и, может быть, и других патологий, связанных с воспалением. Ведь обнаруженный механизм действия каннабиоидов вполне может функционировать и в других тканях и органах.

Фото: https://commons.wikimedia.org и https://pixabay.com