• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
3677
Генетическая предрасположенность к тяжелой форме COVID-19  – «наследство» неандертальцев
Биология
© geralt

Генетическая предрасположенность к тяжелой форме COVID-19 – «наследство» неандертальцев

Пандемия COVID-19 уже унесла жизни более миллиона людей, при этом клиническая картина этого заболевания может быть очень разной: от практически полной бессимптомности до серьезной дыхательной недостаточности. И, как недавно выяснили генетики, наиболее высокий риск развития тяжелой формы инфекции имеют люди, несущие в своем геноме определенную генетическую комбинацию, унаследованную современным человечеством от своих далеких предков-неандертальцев

Благодаря палеогенетическим исследованиям сегодня мы знаем, что в число наших прямых предков входят и неандертальцы – группа архаичных людей, уже обитавших на территории Евразии за полмиллиона лет до того, как там появились люди современного физического типа. В конце концов неандертальцы исчезли, уступили нам место на эволюционной арене, однако сегодня мы имеем прямые доказательства, что представители этих двух групп могли благополучно скрещиваться между собой, давая плодовитое потомство. В результате всем современным людям неафриканского происхождения досталось неандертальское «наследство» – в среднем около 2% от всего генома.

Неандертальские гены дали нам не только защиту от ретровирусов и повышенную плодовитость, но и более высокую чувствительность к боли и предрасположенность к развитию диабета 2-го типа. А недавно ученые задались вопросом, как гены неандертальцев влияют на течение новой коронавирусной инфекции, вызванной SARS-CoV-2. До сих пор знали о том, что факторами риска при COVID-19 являются пожилой возраст, мужской пол, ожирение, сахарный диабет и болезни сердца.

Исследования в рамках глобального проекта Host Genetics Initiative по изучению генетики пациентов с COVID-19 выявили, что тяжелая форма этой болезни связана с конкретным гаплотипом – совокупностью определенных вариантов разных генов, обычно наследуемых вместе. В данном случае речь идет об области на 3-ей хромосоме, содержащей шесть генов. Как известно, некоторые из таких длинных гаплотипов перешли в наш геном от других предков – неандертальцев или денисовцев

Ученые из Каролинского института (Швеция) и Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (Германия) решили проверить, не получили ли мы и этот генетический кластер «по наследству», и оказались правы. Гаплотип, связанный с высоким риском развития тяжелой формы COVID-19, оказался аналогичен соответствующему региону генома неандертальца, который примерно 50 тыс. лет назад жил на территории нынешней Хорватии. Кроме того, он был схож, хотя и в меньшей степени, с соответствующим участком генома сибирских неандертальцев. При этом исследователи доказали, что неандертальцы и современные люди не унаследовали этот гаплотип от общих предков.

При изучении данных из базы проекта «1000 геномов» выяснилось, что этот «проковидный» гаплотип практически не встречается у жителей Африки, что согласуется со схемой происхождения современного человечества. А вот в Евразийском регионе частота его встречаемости довольно высока: среди жителей Южной Азии – 30%, а Европы – 8%. Меньше всего его носителей в Восточной Азии, а в смешанной американской популяции их доля составляет около 4%. 

Больше всего носителей опасного гаплотипа обнаружено в южно-азиатском Бангладеше: около 63% местных жителей унаследовали его от одного из родителей, а 13% – от обоих. Что хорошо соответствует данным исследования, согласно которому люди бангладешского происхождения, живущие в Великобритании, почти вдвое чаще умирают от COVID-19, чем население в целом.

Пока неизвестно, с каким конкретно молекулярным механизмом связан этот неандертальской гаплотип, и распространяется ли его эффект на другие коронавирусы и патогены, помимо SARS-CoV-2. 

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!