• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
874
При свете костра древние люди смотрели «мультфильмы» на камнях
Археология
Изображение лошади, мадленский период. Музей национальной археологии Франции

При свете костра древние люди смотрели «мультфильмы» на камнях

Одну из археологических загадок – гравировки, нанесенные на плоские камни людьми эпохи палеолита. А недавно исследователи экспериментально выяснили, что означают следы нагрева, обнаруженные на этих предметах древнего искусства, и некоторые странности в изображении животных

Каменные плакетки – плоские камни с нанесенной на них гравировкой – художественное явление эпохи верхнего палеолита. Чаще всего они встречаются в Западной Европе, реже – в Центральной и Восточной, и отсутствуют в Великобритании. На таких плакетках часто изображали животных, людей и антропоморфные фигуры, обычно сильно стилизованные, а также абстрактные или геометрические рисунки и, реже, реки или другие элементы ландшафта.

Ученые из Йоркского и Даремского университетов (Великобритания) изучили плакетки, обнаруженные в XIX в. в скальном убежище Монтастрюк на юге Франции. Эти артефакты, теперь хранящиеся в Британском музее, относятся к так называемой мадленской культуре охотников-собирателей, широко распространенной в Западной Европе примерно 20–8 тыс. лет назад. Больше полусотни таких каменных «гравюр», сделанных в основном из известняка, представляют собой натуралистические изображения животных, причем часто они наложены друг на друга.

Некоторые камни носили по краям следы теплового повреждения, что означает, что они находились в непосредственной близости от огня. Ученые выдвинули несколько гипотез природы этого нагрева. Он мог произойти либо случайно, либо тогда, когда сами камни использовались для какой-либо практической деятельности. Например, известно, что иногда их применяли наряду с обычными камнями при постройке очага, либо как «кипятильные камни» для приготовления пищи и нагрева воды. С другой стороны, поскольку известняк при нагревании меняет цвет, этот эффект мог использоваться намеренно как художественный прием.

Для проверки этих гипотез ученые провели несколько натурных экспериментов с помощью каменных копий гравюр. Кроме того, они использовали 3D-моделирование для создания виртуальной «древней реальности».

Результаты экспериментов подтвердили возможность всех вариантов использования плакеток. А с помощью моделирования выяснилось, что при пляске языков пламени в условиях низкой освещенности рисунки древних аниматоров «оживали». Например, в случае наложения рисунков нескольких животных в свете костра то одни, то другие животные становились видимыми либо исчезали из поля зрения. Причина в том, что наше зрение использует тень и свет для понимания размеров объекта и его расположения в пространстве, и изменение этих характеристик может восприниматься как движение.

Так как все было на самом деле? Во времена позднего палеолита климат был холодным, и наши далекие предки, вероятно, подолгу сидели у костра, грелись, разговаривали... По мнению исследователей, тепловые повреждения каменных гравюр были связаны именно с такими «посиделками», а размещали их возле огня для того, чтобы, говоря современным языком, «смотреть мультфильмы».

Кроме того, древние люди могли при этом испытывать парейдолические иллюзии, когда воображение «дорисовывает» смутно видимое изображение до отчетливого восприятия узнаваемых форм. Возможно, такие видения воспринимались ими как общение с изображенными на камнях животными.

Фото: https://commons.wikimedia.org

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!