Психоделики могут научить мозг дальтоников различать цвета
Физиология

Психоделики могут научить мозг дальтоников различать цвета

Дальтонизм – дефицит цветового зрения – затрудняет и бытовые задачи, такие как выбор одежды или фруктов, и профессиональные: дальтоник не сможет быть дизайнером или водителем. Есть данные, что помочь в этом случае способны психоактивные вещества. И вот недавно ученые из США получили в свое распоряжение результаты эксперимента по влиянию галлюциногенных грибов на цветовосприятие, который самостоятельно провел на себе их коллега

Цветное зрение у человека зависит от работы трех типов фоторецепторов – колбочек сетчатки глаза. Каждый такой рецептор содержит один из трех вариантов фотопигмента йодопсина, чувствительных к красно-оранжевому, зеленому или синему свету. Отсутствие одного или нескольких из этих пигментов и приводит к дальтонизму, когда человек не может различить определенные цвета. Чаще всего при дальтонизме не различают красный и зеленый – этот тип болезни обычно наследственный, и вызван рецессивными мутациями, сцепленными с Х-хромосомой.

Дальтонизм не лечится, хотя его и пытаются скомпенсировать. Например, есть очки со специальными линзами, которые выборочно отфильтровывают длины волн таким образом, что даже человек с дальтонизмом отличит красный от зеленого. В перспективе – генная терапия и терапия стволовыми клетками, которые пока находятся на этапе исследований.

Согласно опросам Global Drug Survey – крупнейшего мирового исследования по наркотикам – употребление психоделиков способно надолго (от трех дней до нескольких лет) смягчать симптомы дальтонизма у некоторых людей. О таком улучшении сообщила примерно половина опрошенных. Чаще всего такой эффект наблюдался после употребления диэтиламида лизергиновой кислоты (ЛСД) или псилоцибина, содержащегося в галлюциногенных грибах.

Однако медицинских и научных данных на эту тему нет, хотя уже обнаружен целый ряд эффектов психоделиков на разные участки зрительного анализатора, от расширения зрачков до спонтанной активации нейронов в зрительном нерве и даже изменений в подкорковых и корковых зрительных центрах. Как известно, психоделики вызывают зрительные галлюцинации и парейдолии (формирование иллюзорных образов на основе реальных объектов), а также макропсию, при которой предметы кажутся больше. Они усиливают остроту зрения при употреблении небольшой дозы, меняют восприятие движений и улучшают цветовосприятие, усиливая яркость и контрастность изображений.

Жрец/царь с «Божественным грибом» в руке был вышит на шерстяном ковре, обнаруженном в 2009 г. при раскопках хуннского могильника Ноин-Ула (Монголия). Судя по внешним признакам, гриб относится к роду Psilocybe, представители которого содержат психоактивное вещество псилоцибин. По: (Полосьмак, 2010)

Недавно 35-летний мужчина с «красно-зеленым» дальтонизмом, на своем опыте убедившийся в способности психоделиков влиять на цветовое зрение, решил оценить это влияние «по науке» – с помощью стандартного теста Исихары. Тест представляет собой серию изображений, состоящих из точек разного цвета, оттенка и размера, которые здоровые люди и дальтоники воспринимают по-разному.

Испытуемый прошел тест Исихары до и после употребления 5 г высушенных галлюциногенных грибов, содержащих псилоцибин. До эксперимента тест показал 14 баллов (из 21), что соответствует легкой степени дальтонизма. Через 12 часов показатели выросли на 1 балл, а уже через сутки достигли 18, при том что для нормального зрения пороговое значение равно 17 баллам.

Показатель достиг максимума (19 баллов) через неделю после употребления психоделиков, а четыре месяца спустя все еще оставался на уровне «нормы» (18 баллов).

Механизм подобного эффекта псилоцибина на цветовое зрение до сих пор остается неясным. Ученые предполагают, что он помогает мозгу различать сигналы с сетчатки глаза, индуцируя новые нейронные связи между разными областями коры. Добавим, что и очки, фильтрующие длины волн, начинают действовать не сразу: требуется от 15 минут до часа, чтобы мозг научился интерпретировать выделенные длины волн.

В дальнейшем ученым предстоит определить, помогает ли псилоцибин в более тяжелых случаях дальтонизма, изучить влияние «дозы» и, конечно, детально исследовать сам механизм этого интересного явления.