Растения-хищники: в сегодняшнем меню – саламандры
Саррацения пурпурная (Sarracenia purpurea)

Растения-хищники: в сегодняшнем меню – саламандры

Растения могут «обидеть» не только с помощью колючек или ядовитых плодов. Среди растений, как и среди грибов, есть настоящие хищники. Некоторые из них способны питаться мелкими позвоночными – и, возможно, чаще, чем это считалось до сих пор

Хищничество у растений известно уже много лет: Ч. Дарвин написал труд о плотоядной флоре еще в 1875 г. Обычно жертвами таких растений становятся насекомые, реже – мелкие позвоночные.

А вот представители рода кувшиночник из тропической Азии могут, к примеру, даже поймать мышь. Но зато для небольших летучих мышей Kerivoula hardwickii с о. Борнео полость одного из видов кувшиночника служит удобным местом ночлега, за который они «расплачиваются» пометом, содержащим нужные растениям вещества. А небольшое млекопитающее тупайя просто использует кувшиночник в качестве «биотуалета», забираясь на него в поисках нектара.

Насекомыми преимущественно питается и саррацения пурпурная с северо-востока Северной Америки, хотя известны случаи поимки этим растением зеленоватого тритона. Ее листья, похожие на кувшин, служат ловушкой для всех любителей нектара: выбраться назад по гладким стенкам практически невозможно. Переваривание жертвы происходит внутри содержимого «кувшина» благодаря кислой среде и пищеварительным ферментам, вырабатываемым растением, а также симбиотическими бактериями, грибами и другими мельчайшими организмами.

Недавно ученые изучили содержимое ловушек саррацении пурпурной, произрастающей на болотах в Алгонкинском провинциальном парке Канады. Как и ожидалось, в основном в них находились насекомые. Но в конце лета – начале осени, когда у земноводных личинки превращаются во взрослую особь, в пятой части ловушек обнаружились небольшие земноводные – желтопятнистые амбистомы, относящиеся к саламандрам

Каким образом растения ловят этих позвоночных, неизвестно. Может быть, саламандры пытаются использовать «кувшинчики» в качестве убежища или хотят извлечь из них пойманную растением добычу, которой в итоге становятся сами. Ученые не считают, что животные ловятся случайно, так как в одном «кувшинчике» иногда обнаруживалось сразу несколько животных. По их мнению, этот источник питания саррацении пурпурной ранее просто недооценивали в силу его сезонности.

Фото: https://ru.wikipedia.org