Растения как модель для исследований старения человека?
Резуховидка Таля, или резушка Таля (Arabidopsis thaliana). ©CC BY 4.0/Carl Davies, CSIRO

Растения как модель для исследований старения человека?

Молекулярные основы старения обычно исследуют на недолго живущих модельных организмах – червях-нематодах, мухах, мышах, при этом далеко не все полученные результаты можно экстраполировать на человека. Тем не менее моделью человеческого старения могут оказаться и совсем неожиданные живые объекты, такие как растения, эволюционно намного более далекие от нас организмы

Старение, как известно, сопровождается сложным перепрограммированием внутриклеточных обменных процессов. Речь идет о деградации и модификации различных макромолекул, а также активации генов, отвечающих за реакцию на стресс, за аутофагию («самопоедание») и другие функции. Специфические метаболические стратегии в ответ на различные сигналы, поступающие из окружающей среды, есть и у растений. Так, ускорить у них процесс старения может длительное пребывание в темноте.

Ученые из США занялись изучением молекулярных механизмов реакции растительных клеток на стресс, вызванный разными факторами: инфекциями, избытком солей, недостатком освещения. Для этого они генетически модифицировали представителей вида резуховидка Таля (Arabidopsis thaliana) – это небольшое цветковое растение из семейства капустных служит популярной генетической моделью, так как его геном, насчитывающий свыше 25 тыс. генов, практически полностью «расшифрован». Исследователи наблюдали, как меняется «поведение» этих растений в зависимости от наличия тех или иных мутаций.

Одними из таких «подопытных» были резуховидки, у которых из-за мутации некорректно работал белковый комплекс COG из восьми белковых субъединиц. Этот комплекс есть у всех эукариот (ядерных организмов, от дрожжей до позвоночных, включая млекопитающих) и является ключевым для обеспечения работы внутриклеточной органеллы – аппарата (комплекса) Гольджи.

В этой сложной мембранной структуре синтезированные в клетке молекулы белков и жиров сначала подвергаются гликозилированию (присоединению определенных углеводных остатков), затем «пакуются» в секреторные везикулы (маленькие мембранные пузырьки) и отправляются в нужное место. Аппарат Гольджи можно сравнить с «почтовым отделением» клетки, а белковый комплекс COG – с работником, который контролирует и координирует его работу. Проблемы и сбои в работе аппарата Гольджи предсказуемо ведут к нарушению клеточных процессов.

В аппарате Гольджи гликозилированные белки и липиды упаковываются в мембранные пузырьки, которые затем отделяются и перемещаются «в место назначения». ©CC BY-NC-SA 2.0/Erin Hass. Внизу – схематичное изображение этой внутриклеточной органеллы