Растения-ноотропы – безопасная помощь мозгу?
Родиола розовая

Растения-ноотропы – безопасная помощь мозгу?

Ноотропы – группа безрецептурных лекарственных средств с неоднозначной репутацией. Считается, что они стимулируют умственную деятельность, улучшают память и способность к обучению, повышают устойчивость мозга к воздействию стрессовых факторов. Однако безоговорочных доказательств их эффективности нет: есть точка зрения, что их действие основано на эффекте плацебо. Но как обстоят дела на самом деле?

Как известно, нейростимуляторы с доказанным эффектом – это рецептурные препараты. Поэтому ноотропы, предназначенные для оказания специфического воздействия на высшие психические функции, которые можно легко купить в аптеке, пользуются огромным спросом у людей, желающих улучшить работоспособность. Среди этих последних и студенты, сдающие сессию, и пожилые, которые чувствуют, что начинают «сдавать». При этом некоторые из этих веществ содержатся не только в таких экзотических растениях, как популярное гингко билоба, но и в тех, что растут буквально у нас под ногами.

Пример – родиола розовая, или золотой корень, которая произрастает на Алтае, в горах Тувы и Забайкалья. Это многолетнее травянистое растение, «предпочитающее» прохладный климат и высокогорье, содержит гликозид салидрозид с антиоксидантными и нейропротекторными свойствами.

Родиола розовая (Rhodiola rosea)

Издавна считалось, что родиола розовая способствует улучшению умственной деятельности, работая как адаптоген и повышая неспецифическую сопротивляемость к широкому спектру вредных воздействий. И это уже не предположение: такие свойства этого растения были доказаны в ряде доклинических и клинических исследований.

Так, испанские ученые пришли к выводу о достоверности данных многовекового использования родиолы розовой для повышения умственной и физической работоспособности, уменьшения симптомов усталости и депрессии. К аналогичным заключениям пришли и ученые из США, которые на основе анализа литературных данных выяснили, что родиола розовая может быть эффективным средством при беспокойстве, стрессе и усталости, а также для повышения эффективности работы мозга. А итальянских исследователи особо отметили не только ее антистрессовое действие, но и способность уменьшать побочные эффекты некоторых антидепрессантов.

Еще один наш старый «знакомец» – шалфей лекарственный – на территории России в диком виде не растет, но его культурный собрат часто встречается в садах и огородах.

Шалфей лекарственный (Salvia officinalis)

Это растение использовали для улучшения памяти еще со времен древних греков, а согласно современным исследованиям, оно может быть эффективно при лечении неврологических расстройств. Так, итальянские ученые обнаружили, что экстракт шалфея способен улучшить когнитивные функции как у здоровых людей, так и у пациентов с деменцией или когнитивными нарушениями. При этом в качестве основного действующего вещества шалфея выступают терпеноиды, которые могут ингибировать фермент холинэстеразу, расщепляющий нейромедиатор ацетилхолин.

Самое замечательное качество этого растения – быстрота его действия на мозг. Согласно исследованию ученых из Великобритании, даже одна доза экстракта или эфирного масла шалфея почти сразу оказывает выраженный эффект. При клинических испытаниях однократный прием 167 мг спиртового экстракта шалфея лекарственного улучшал память и внимание у здоровых взрослых людей в течение 6 часов. Есть также данные, что приема одной капсулы эфирного масла шалфея объемом 25–50 мкл хватает, чтобы в течение 2,5 часов мозг работал более эффективно.

Важно отметить, что все исследователи отмечают безопасность применения обоих этих растений. Поэтому можно попробовать самостоятельно или после консультации с врачом использовать их, не вдаваясь в тонкости биомедицинских исследований. В худшем случае – они вам просто не помогут. Ну а вдруг?

Фото: https://de.wikipedia.org, https://www.flickr.com, https://commons.wikimedia.org