Растения все чувствуют

Растения все чувствуют

– Его все равно люди, – подтвердил он, – только рубашка другой.
Обмани понимай, сердись понимай, кругом понимай!
В.К.Арсеньев. По Уссурийскому краю

Растения, конечно, не могут пожаловаться, когда их рвут, по ним ходят, их едят. Но, как показывают исследования, на самом деле они остро реагируют на физическое воздействие, а поскольку, в отличие от животных, растения не могут убежать от неприятностей, у них выработались сложные защитные системы, помогающие воспринимать окружающую среду, обнаруживать опасность и реагировать на нее.

Хотя люди обычно думают, что растение не чувствует, когда его трогают, на самом деле это не так. Как выяснили ученые из Университета Западной Австралии, даже капли воды, падающие на лист, вызывают у растений сложную реакцию на молекулярном уровне: буквально в течение нескольких минут изменяется экспрессия (интенсивность работы) множества генов; иссякает этот эффект примерно через полчаса. Ученым удалось показать, что эта реакция обусловлена именно физическим контактом капель воды с поверхностью листа, а не содержащимися в них какими-либо активными соединениями.

Наблюдаемое изменение работы генов представляет собой защитную реакцию и направлено на быструю адаптацию к изменившимся условиям, например, на перестройку энергетического обмена при изменении доступности питательных веществ. Исследователи обнаружили и два белка, под названиями AtWRKY15 и AtWRKY40, которые уменьшают интенсивность реакции на тактильный стимул, и тогда растение рассматривает совершаемое над ним действие как ложную тревогу.

Подобные реакции растений могут быть вызваны каплями дождя, порывами ветра, облаками, закрывающими растениям солнце, и даже ползающими по листьям насекомыми: механический сигнал достигает своей молекулярной мишени быстрее, чем фитогормоны – вещества, регулирующие физиологические процессы и вырабатывающиеся в растениях, в том числе, под влиянием условий окружающей среды.