С чего начинается Паркинсон?
Физиология

С чего начинается Паркинсон?

Болезнь Паркинсона – медленно, но неуклонно развивающееся заболевание центральной нервной системы – на сегодня неизлечима, есть только средства замедлить ее прогрессию. Недавнее открытие нового молекулярного механизма ее развития дает шанс на разработку новых принципиальных средств борьбы с этой патологией

Болезнью Паркинсона – прогрессирующим нейродегенеративным заболеванием, сопровождаемым серьезными двигательными нарушениями, в среднем заболевает один человек из тысячи. Болезнь не щадит никого: среди таких больных – и известный предприниматель Билл Гейтс, и знаменитый художник Сальвадор Дали, и папа римский Иоанн Павел II.

В основе этой патологии нервной системы лежит недостаток в мозге нейромедиатора дофамина в результате гибели нейронов, обеспечивающих его выработку и высвобождение. Хотя дофамин больше известен как нейромедиатор, участвующий в работе систем вознаграждения и подкрепления, он также регулирует работу двигательной сферы. При недостатке дофамина движения становятся затрудненными, наблюдается скованность и дрожь в мышцах, характерная сутулая поза и шаркающая походка.

Начальным этапом заболевания считается процесс дегенерации дофаминергических нейронов. Обнаружено несколько генов, мутации в которых приводят к такому результату, но механизмы действия разных «поломок» изучены плохо.

Известно, что болезнь Паркинсона развивается у людей, несущих мутации в обеих копиях генов PINK1 или PARK2. Белки-ферменты, кодируемые этими генами, участвуют в процессе удаления из клетки старых митохондрий – органелл, отвечающих за выработку энергии. Наличие неправильно работающих митохондрий в клетке вместе с еще рядом проблем, вызванных дисфункцией мутантных белков, в конечном итоге ведет к гибели нейронов.

Ключом к новому открытию послужили два случая заболевания генетически обусловленной формой болезни Паркинсона. Двое больных – родные сестры – имели гомозиготную мутацию в гене PINK1, но у одной сестры болезнь начала проявляться в 16 лет, у другой – только в 48. Как выяснилось, у женщины с более ранним началом болезни также была «нерабочей» одна из двух копий гена PARK2, хотя само по себе это не должно было спровоцировать развитие болезни Паркинсона.

В исследовании на дофаминергических нейронах человека (что дает более точные результаты, чем работа с мышиными моделями) ученые показали важную и ранее неизвестную функцию белка паркин, кодируемого геном PARK2, которая не связана с утилизацией митохондрий. Оказалось, что этот белок участвует в работе синапсов – мест стыковки отростков нервных клеток, через которые передается нервный импульс. И наличия у человека даже одной мутантной копии этого гена достаточно для неправильной работы дофаминергических синапсов. Такая дисфункция синусов предшествует гибели нейронов, что в конце концов приводит к развитию заболевания.

Возможно, новые знания о начальной стадии развития болезни Паркинсона станут новой точкой приложения сил специалистов, пытающихся найти средства предотвращать это неизлечимое на сегодня заболевание.

Фото: http://www.bmscience.net