Тестостерон – «спусковой крючок» аутизма?
Медицина

Тестостерон – «спусковой крючок» аутизма?

Аутистические расстройства – это особая группа психических заболеваний, связанных с социальными взаимодействиями. В современном обществе распространение аутизма приобретает характер эпидемии: сегодня этой болезнью страдает один ребенок из каждых 60–80 новорожденных, тогда как полстолетия назад с аутизмом рождался один младенец на 5–10 тысяч новорожденных. Предположений о возможном «спусковом крючке» развития этой патологии много. Недавно ученые вновь проверили самое неоднозначное из них – гипотезу «экстремального мужского мозга»

Один из диагностических критериев аутических расстройств – нарушение когнитивной эмпатии, т.е. способности понимать эмоции, убеждения и цели других людей. Антитезой эмпатии служит способность систематизировать информацию, анализировать ее и делать выводы.

Предполагается, что по этим способностям мужчины и женщины различаются: первые более склонны к «систематизации», вторые – к «эмпатизации». Суть гипотезы «экстремального мужского мозга» в том, что воздействие мужского полового гормона тестостерона на развивающийся мозг плода приводит к его излишней «маскулинизации», снижению способности к эмпатии и, как следствие, развитию аутизма. Эта гипотеза была сформулирована, когда ученые обнаружили, что после приема тестостерона женщины хуже проходят тест «чтение психического состояния по взгляду» (RMET), в ходе которого нужно оценить эмоциональное состояние человека по выражению его лица. В пользу этого предположения говорил и тот факт, что среди аутистов на порядок больше мужчин, чем женщин.

Гипотеза «экстремального мужского мозга» завоевала популярность у психологов, однако попытки воспроизвести исходный эксперимент дали противоречивые результаты. И вот недавно ученые провели два новых эксперимента для проверки влияния тестостерона на эмпатию на больших (более 600 человек) выборках здоровых молодых мужчин. Одновременно они оценивали относительную длину указательного и безымянного пальцев испытуемых, так как существуют наблюдения, что мужчины и люди с аутизмом обычно имеют более длинный безымянный палец, и этот признак связывается с внутриутробным воздействием тестостерона.

После измерения базового уровня тестостерона испытуемые проходили тест RMET. Затем они принимали тестостерон либо плацебо (контрольная группа) и вновь выполняли тест на эмпатию. В результате ученые не обнаружили ни различий между группами, ни связи между уровнем эмпатии и соотношением размеров пальцев. Кстати, это соотношение может меняться по мере взросления ребенка, когда ни о каком внутриутробном влиянии речи быть не может.

По словам ученых, полученные результаты гипотезу о влиянии тестостерона на развитие аутизма не опровергают и говорят лишь о том, что в зрелом возрасте тестостерон не влияет на способность к сопереживанию (по крайней мере, у здоровых мужчин с сформировавшимся мозгом – Прим. ред.). А если и влияет, то, например, у людей с определенными генетическими особенностями или сопутствующими заболеваниями. Так что вопрос об «экстремальном мужском мозге» аутистов остался открытым.