
У взрослого остается шанс развить абсолютный слух
Абсолютный слух – редкий дар. Долгое время считалось, что эта способность врожденная и при этом нуждается в развитии в раннем детстве. Однако сейчас выяснилось, что этот навык вполне можно тренировать и во взрослом возрасте, пусть для этого и придется потрудиться
Абсолютный слух – это способность определять высоту звука и называть ноту без предварительного прослушивания других звуков. В западной музыкальной традиции абсолютный слух предполагает определение правильного названия 12 полутонов, на которые разделена каждая октава. Абсолютный слух встречается лишь у одного человека из 10 тысяч, и даже среди профессиональных музыкантов доля таких людей относительно невысока – 7–50%.
В пользу генетической предрасположенности к обладанию абсолютным слухом говорит тот факт, что он часто передается в семьях по наследству. Возможно, свою роль в этом играют роль генетические варианты, ассоциированные с синестезией – явлением, когда при раздражении одного органа чувств человек испытывает ощущения, свойственные другому. Примером может быть «цветной слух», когда звуки как бы раскрашиваются в разные цвета. По-видимому, цветным слухом обладали некоторые известные композиторы, хотя не все они обладали абсолютным слухом.
Доказательством наличия критического периода для развития абсолютного слуха является наблюдение, что его обладатели начинали музыкальное обучение обычно очень рано – в возрасте до 5 лет. При этом все известные попытки развить абсолютный слух во взрослом возрасте были безуспешными.
Концепцию критического периода в обретении абсолютного слуха подвергли сомнению результаты некоторых недавних исследований, однако эти работы имели методологические огрехи.
Сейчас ученые из Университета Суррея (Великобритания) провели двухмесячную онлайн-программу обучения абсолютному слуху с участием 12 взрослых музыкантов с разным уровнем музыкальной подготовки и опыта. Участники не проходили предварительный скрининг на наличие способностей, а их исходные показатели слуха были относительно низкими.
Исследователи учли недоработки своих коллег и изменили методологию. Так, участники, к примеру, больше не имели обратной связи в процессе обучения, чтобы избежать невольных «подсказок». Была сведена к минимуму и вероятность случайного «попадания»: финальный этап включал четыре попытки, причем между третьей и четвертой попытками проходило не менее 12 часов.
Тренинг включал в себя 288 уровней подготовки, по 24 уровня для каждого шага. Во время обучения участникам подавался звуковой сигнал, и они за ограниченное время должны были нажать на соответствующую кнопку. По мере продвижения обучения количество звуков увеличивалось, а время для раздумий постепенно сокращалось.
В результате к концу обучения участники добились значительного прогресса, научившись определять в среднем семь музыкальных тонов с точностью 90% или выше. При этом двое из них стали быстро и точно узнавать все 12 тонов, сравнявшись с «природными» обладателями абсолютного слуха.
По мнению ученых, полученные результаты убедительно доказывают, что абсолютный слух – не только для немногих избранных. При целенаправленном обучении взрослые могут овладеть этой способностью так же, как и другими сложными когнитивными навыками. Вероятно, детям такое освоение действительно дается проще, так как любой опыт оказывает особенно сильное влияние в раннем возрасте. Однако такая возможность не утрачивается с возрастом.
Фото: https://www.rawpixel.com
Публикации по теме:
По записям активности мозга можно «проиграть» услышанную музыку
Синестезия: когда звуки имеют цвет, буквы – вкус, а музыка – запах
Музыка, звучащая у нас «в голове», не менее реальна, чем настоящая, – для мозга
