В индустриальном и первобытном обществах форма сновидений разная – суть одна
Зачем и почему мы видим сны? Регулируют ли они наши эмоции или готовят к действиям? Однозначного ответа на эти вопросы до сих пор нет, но ученые обнаружили любопытные взаимосвязи между социальным устройством общества и типом сновидений его членов
Сновидения – это образы, которые возникают в сознании спящего человека преимущественно во время парадоксальной фазы сна, известной еще как фаза быстрого движения глаз, когда активность мозга высока. По мнению ученых, они адаптируют и подготавливают нас к ситуациям, которые могут случиться в реальной жизни – их преимущественное содержание сформировалось эволюционно, путем естественного отбора.
Важной частью сновиденческой адаптации являются эмоциональные переживания. Предполагается, что такое моделирование угрожающих или сложных социальных ситуаций должно способствовать корректировке поведения в реальности. Кроме того, во сне негативные переживания перерабатываются в более безопасном контексте, благодаря чему сглаживаются и угасают.
Когда во сне мы погружаемся в угрожающую ситуацию и она эффективно разрешается, происходит катарсис, освобождение и разрешение внутренних конфликтов. Эти механизмы, по-видимому, нарушаются при психических расстройствах, сопровождающихся неэффективным подавлением страха, включая ночные кошмары – дисфункциональные сны с нарушенной адаптивной функцией.
До сих пор большинство исследований сновидений проводилось среди людей «западной» культуры, в основном жителей США и Европы, т.е. людей с определенным диапазоном жизненного опыта. Сейчас международная группа ученых во главе со специалистами из Университета Женевы (Швейцария) и Университета Торонто (Канада) сравнили сновидения европейцев и североамериканцев (по данным публикаций 2014–2022 гг.) и современных охотников-собирателей – представителей народов хадза в Танзании и баяка из Республики Конго, описанных канадскими антропологами.
Анализ данных выявил сильную связь между характером сновидений и социокультурной средой. Сновидения баяка и хадза оказались очень динамичными и часто начинались с опасной ситуации, угрожающей жизни, которая благополучно разрешалась. Людям баяка при этом часто снилось, что спасение приходит от друга или соплеменника, и именно такая социальная поддержка обеспечивала эмоциональный катарсис. По мнению ученых, причина этих особенностей в том, что в сообществах баяка и хадза велика смертность от нападения хищников, голода, болезней и других опасностей, в них очень сильны социальные связи и хорошо развита взаимовыручка.
Не такие сны снятся людям в обществах Европы и США, где на первый план выходит приоритет личностных целей и интересов. Но это не значит, что сны «западных» людей несут другие функции, просто для этих сообществ характерны другие социокультурные ценности, другие типы угроз. Индивидуализм формирует угрозы, связанные с социальной жизнью, такие как остракизм и изоляция, потеря статуса, провал на экзамене и т. д. И это еще раз доказывает существование тесной связи между функцией снов и общественными нормами и ценностями.
Фото: https://commons.wikimedia.org