Недосып и сердечно-сосудистые болезни – есть связь!
Физиология

Недосып и сердечно-сосудистые болезни – есть связь!

Врачи рекомендуют спать 7–8 часов в сутки, но далеко не всем это удается. Известно, что даже относительно небольшой хронический дефицит сна повышает риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы, но только сейчас ученые обнаружили связующее звено и наметили пути коррекции проблемы

Сон – особое, периодически возникающее естественное физиологическое состояние организма – по-видимому, крайне важен для жизнедеятельности, но все его функции до сих пор не известны. Группа ученых из США ранее показала, что небольшое, но длительное ограничение сна (какое часто случается в реальной жизни) ухудшает функционирование клеток внутренней выстилки (эндотелия) кровеносных сосудов, что является одним из этапов развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Предполагается, что одна из функций здорового сна – предотвращение окислительного стресса в клетках. Исследования на грызунах и мушках-дрозофилах показали, что ограничение сна действительно повышает окислительный стресс, хотя одновременно увеличивается и ответная компенсаторная антиоксидантная реакция эндотелия. Но во всех этих исследованиях на животных речь шла о серьезных ограничениях сна, тогда как люди обычно ведут себя иначе: просто ложатся спать на час-два позже, чем надо бы.

Чтобы узнать, как влияет на окислительный стресс и антиоксидантную активность эндотелия не очень большой, но хронический недосып, ученые провели трехмесячный эксперимент с участием 35 здоровых женщин, которые обычно спали по 7–8 часов в сутки. Женщины были выбраны потому, что у них связь риска развития сердечно-сосудистых заболеваний с недосыпом более выражена, чем у мужчин.

В течение 6 недель участницы спали по своему обычному распорядку, а остальные 6 недель ложились спать на 1,5 часа позже обычного. Время сна оценивалось с помощью наручных трекеров. У участниц брали из вены небольшие образцы эндотелия, чтобы оценить уровень окислительного стресса и работы антиоксидантной системы. При сердечно-сосудистых заболеваниях важнее дисфункция артериального эндотелия, однако в венах происходят аналогичные изменения.

Оказалось, что при хроническом небольшом недосыпе в эндотелии повышается уровень опасных активных форм кислорода, а вот усиления антиоксидантных реакций не происходит, в отличие от острых экспериментов с недостатком сна на животных. Проще говоря, антиоксидантная система не активируется, что со временем увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Ученые также обнаружили белок, который служит посредником при нарушении антиоксидантной реакции в результате недостатка сна. Полученные результаты позволили определить потенциальную терапевтическую мишень и начать тестирование соединений, которые могут помочь нормализовать работу антиоксидантной системы сосудистого эндотелия у людей, которым не удается высыпаться.

Фото: https://reporter.rit.edu