• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
1931
За патологическую реакцию на психические травмы отвечает «лишний» миелин
Биология
Каждый олигодендроцит образует несколько «ножек», которые неоднократно «оборачиваются» вокруг части какого-нибудь аксона, образуя слой миелина. © Servier Medical Art

За патологическую реакцию на психические травмы отвечает «лишний» миелин

События, связанные с сильным эмоциональным и физическим стрессом и, в первую очередь, угрожающие жизни, обычно оставляют свой «след» в психике. У многих людей развивается «посттравматическое стрессовое расстройство»; похожее состояние отмечено и у животных. Однако реакция на психотравмирующие события отличается большой изменчивостью, и сейчас ученые предложили этому объяснение

Далеко не все люди реагируют на сильный стресс развитием посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), а для пациентов с этим диагнозом характерно сочетание разных симптомов. Даже генетически идентичные крысы выдают на стрессовую ситуацию целый спектр ответов: от полного игнорирования до «избегающего поведения», появления проблем с обучением или патологического страха. Однако биологическая основа этих вариаций плохо изучена.

Тем не менее еще в 2014 г. американские исследователи обнаружили, что у крыс после острого стресса в «сером веществе» гиппокампа (этот отдел отдела мозга важен для формирования памяти) образуется больше олигодендроцитов. Выросты этих «служебных» клеток нервной ткани образуют миелиновую оболочку – ту самую «изоляцию», покрывающую аксоны (длинные отростки нейронов), по которым проходят нервные импульсы. Миелин обеспечивает более высокую скорость прохождения импульсов и защищает нервные волокна от повреждений.

Олигодендроциты в культуре (клетки красные, ядра – сиреневые). © jakeyoung64

Из-за миелина, покрывающего крупные пучки аксонов (длинных отростков нейронов), внутренние области мозга называют «белым веществом». «Серое вещество», напротив, в основном представляет собой сами клеточные тела нейронов, а их отростки в этих областях покрыты миелином в меньшей степени

Когда говорят о проблемах, связанных с миелином, обычно имеют в виду его недостаток. Так, разрушение миелина происходит при инсультах, а также при рассеянном склерозе – хроническом аутоиммунном заболевании; нарушения миелинизации часто лежат в основе задержек физического и умственного развития детей. Но и избыток миелина может быть вреден: из-за слишком высокой скорости передачи информации между нейронами некоторые нервные цепи становятся гиперреактивными.

Обнаружив у крыс после стресса рост числа клеток-«производителей» миелина ученые предположили, что это говорит об усилении миелинизации в соответствующих отделах мозга. Поэтому недавно они провели углубленные исследования на лабораторных животных, а также проанализировали результаты магнитно-резонансной томографии головного мозга 38 ветеранов армии США, половина из которых страдали ПТСР.

Чтобы смоделировать тяжелую психическую травму, 20 экспериментальных крыс были обездвижены на 3 часа на фоне запаха хищника (точнее, мочи лисы). Через неделю после опыта животных подвергли поведенческим тестам, а через две – исследовали ткани мозга, чтобы определить уровень миелинизации.

Как и ожидалось, долгосрочные последствия стресса проявились лишь у некоторых животных. При этом у них была отмечена повышенная миелинизация в областях мозга, отвечающих за соответствующие патологические симптомы. Аналогичный феномен был обнаружен и у бывших военных с ПТСР. И у людей, и у крыс избегающее поведение было связано с миелинизацией зубчатой ​​извилины гиппокампа, а патологический страх – с миелинизацией миндалевидного тела, играющего ключевую роль в ответе на сильные эмоции.

Эти наблюдения исследователи подтвердили в эксперименте на крысах, у которых с помощью генно-инженерных методов в зубчатой ​​извилине гиппокампа был активирован ген, отвечающий за синтез белка olig1. Этот белок способствует образованию из стволовых клеток зрелых олигодендроцитов, формирующих миелиновую оболочку нервных волокон. В результате животные начинали демонстрировать «поведение избегания» без всякого стрессового воздействия – это доказывает, что увеличение числа этих клеток в гиппокампе может быть связано с развитием тревожности.

Правда, пока неясно, что тут первично, а что вторично. Либо различная чувствительность к стрессу является следствием индивидуальных различий в числе олигодендроцитов и уровне миелинизации, либо наоборот. В любом случае эти знания в будущем могут помочь выявлять людей, наиболее уязвимых к стрессу. Это будет способствовать развитию персонализированного подхода в области психиатрии, которая в этом смысле сильно отстает по сравнению, например, с онкологией.

Фото: https://scfh.ru

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!