COVID-19 способствует развитию диабета у детей?
Во время пандемии COVID-19 в Европе медики отмечали рост зарегистрированных случаев сахарного диабета среди детей. Сначала это связывали с более поздним обращением за медицинской помощью в сложный для здравоохранения период, но, похоже, одним лишь этим фактором объяснить наблюдаемую картину нельзя
Как известно, тяжелому течению COVID-19 способствуют такие факторы риска, как пожилой возраст, ожирение или сахарный диабет. Есть данные, что новая коронавирусная инфекция сама, в свою очередь, утяжеляет течение диабета и даже может спровоцировать его начало. А недавно ученые оценили уровень заболеваемости сахарным диабетом у детей младше 18 лет, перенесших COVID-19, чтобы выяснить причину роста этой патологии в период пандемии.
Для анализа использовались две американские базы данных – IQVIA и HealthVerity, где в сумме содержались данные почти полумиллиона пациентов, обращавшихся за медицинской помощью по поводу заболевания COVID-19 в 2020–2021 гг. Контролем послужили данные по заболеваемости сахарным диабетом в период пандемии среди детей без официально диагностированного «ковида», а также среди тех, кто переболел острым респираторным заболеванием еще до пандемии.
Оказалось, что дети, перенесшие COVID-19, чаще заболевали сахарным диабетом как 1-го, так и 2-го типа (в 2,7 и 0,28 раза по базам IQVIA и HealthVerity, соответственно). А вот с «простым» ОРЗ заболеваемость диабетом оказалась никак не связана.
Сахарный диабет характеризуется стойким повышением в крови уровня «сахара» (глюкозы). При более распространенном диабете 2-го типа клетки организма теряют чувствительность к гормону инсулину, регулирующему уровень глюкозы. Но еще опаснее диабет 1-го типа – аутоиммунное заболевание эндокринной системы, при котором поражаются клетки поджелудочной железы, вырабатывающие этот гормон Механизм, с помощью которого вирус SARS-CoV-2 содействует развитию диабета, может быть разным, учитывая разницу двух типов этого заболевания. Это может быть как прямое повреждение клеток поджелудочной железы, синтезирующей гормон инсулин, в результате атаки вируса. Так и опосредованное снижение эффективности работы этих клеток из-за уменьшения числа поверхностных молекул-рецепторов АПФ2, которые вирус использует для проникновения в клетку. Кроме того, инфекция может, к примеру, нарушить обмен глюкозы в результате активации гормонов стресса, влияющих на обмен углеводов.
Впрочем, не исключено и косвенное влияние пандемии на заболеваемость диабетом: как известно, одним из факторов риска развития диабета является увеличение индекса массы тела, а актуальность проблема набора веса в локдауны повысилась. Вероятно, свою роль могло сыграть и сочетанное действие всех этих механизмов.
К сожалению, исследователям не удалось учесть наследственную предрасположенность к диабету, этническую принадлежность пациентов и исходный индекс их массы тела. А ведь именно эти факторы могли повлиять на связь между COVID-19 и развитием диабета. Авторы также отметили, что в группу детей «без ковида» могли попасть и переболевшие им, но по разным причинам не обращавшиеся за медицинской помощью.
Тем не менее исследователи считают нужным рекомендовать медикам обращать внимание на возможность развития диабета у детей, перенесших COVID-19. Такими «звоночками» могут быть частое мочеиспускание, повышенная жажда и голод, потеря веса или утомляемость.
Фото: https://pixabay.com