Зачем птицы поют песни своим яйцам
Птенцы зебровой амадины (Taeniopygia guttata)

Зачем птицы поют песни своим яйцам

Родители «формируют» своих будущих детей не только передавая им генетическую информацию, содержащуюся в хромосомах. Еще существуют так называемые «родительские эффекты», когда фенотип потомка зависит от каких-либо действий или просто условий жизни предков. Например, если мама в период беременности плохо питалась, скорее всего, это скажется на ребенке.

Способность адаптировать свое потомство в предродовой период к меняющейся температуре окружающей среды ученые наблюдали у некоторых беспозвоночных и холоднокровных позвоночных животных. Оказывается, такой способностью обладают и птицы.

Известно, что некоторые виды птиц, высиживая яйца, «разговаривают» с ними. Птичий эмбрион на поздних стадиях развития способен не только воспринимать звуки, но и производить их. Считается, что пренатальное (до вылупления птенца) акустическое взаимодействие у птиц нужно для синхронизации времени вылупления птенцов, а также позитивно действует на функции их мозга, хотя количественно такое влияние не оценивали.

Одним из видов птиц, которые «общаются» с яйцами, является зебровая амадина (Taeniopygia guttata). Это небольшая певчая птица семейства вьюрковых ткачиков. Родина этого вида – Австралия, обитает птица в засушливых лесах, степях, полупустынях с достаточно переменчивой температурой. За пять дней до вылупления птенцов – в конце периода высиживания – и при условии, что максимальная суточная температура воздуха поднимается выше 26°С, сидящая на яйцах амадина начинает издавать определенные звуки.

Самец зебровой амадины (Taeniopygia guttata)

Ученые записали производимые птицами звуки и поставили эксперимент. Яйца поместили в инкубатор и, за пять дней до вылупления птенцов, начали проигрывать им эти песни. Яйца из контрольной группы инкубировали в тишине.

Оказалось, что птенцы, вылупившиеся из яиц, которым проигрывали песни, медленнее растут. Видимо, это и есть адаптация к повышенной температуре, так как компактный размер тела облегчает потерю тепла и таким образом представляет преимущество при выживании в жару.

Но насколько такая стратегия на самом деле адаптивна? Проверили и это: дождались, когда птенцы выросли и сами смогли стать родителями. Выяснилось, что самки из группы, которую в детстве «озвучивали», лучше размножались при более высокой температуре окружающей среды.

Ученые связывают этот феномен с процессами адаптации к глобальному потеплению.

Фото: https://www.flickr.com и https://commons.wikimedia.org