Что такое любовь по-собачьи?
Почему люди заводят собак, более-менее понятно. Но для чего мы собакам? Есть мнение, что собачья привязанность – это всего лишь условный рефлекс, чисто по Павлову: если делать вид, что любишь, получишь миску с едой. Альтернативная гипотеза предполагает, что для собак ценен контакт с человеком сам по себе.
Чтобы понять природу собачьей любви к человеку, ученые из Университета Эмори (США) научились ее измерять.
Сначала у собак выработали условные рефлексы, чтобы наблюдение определенного предмета ассоциировалось у них с получением пищи или лаской хозяина. Вознаграждение в виде пищи обозначал игрушечный автомобиль, ласку хозяина – игрушечная лошадка, и в качестве контроля (ничего не обозначала) была щетка для волос.
Регистрация возбуждения в зоне мозга, где у собак находится центр вознаграждения, осуществлялась с помощью фМРТ - функциональной магнитно-резонансной томографии, поэтому животных перед экспериментом приучили входить в томограф и спокойно лежать при проведении процедуры.
Уровень возбуждения центра вознаграждения можно считать мерой значимости вызвавшего его стимула, например, поощрения хозяина, при условии, что животное не добивалось этого специально.
В процессе проведения фМРТ собакам показывали щетку, машинку или лошадку и регистрировали активность нейронов центра вознаграждения. На «предложение пищи» особенно активно отреагировали две из пятнадцати собак, на «ласку хозяина» – четыре, и остальные девять реагировали на то и другое примерно одинаково.
Затем ученые провели поведенческий эксперимент с Y-образным лабиринтом, в котором один путь приводил к миске с едой, а второй – к хозяину собаки. Сначала животным дали ознакомиться с устройством лабиринта, а потом несколько раз запускали в него и смотрели, куда собака пойдет – к еде или к хозяину, который, если собака приходила к нему, гладил ее и говорил что-нибудь ласковое.
Реакция одних и тех же собак в обоих экспериментах была похожей. Большинство собак шло то к еде, то к хозяину – примерно поровну. Собаки с выявленной с помощью фМРТ сильной реакцией на «ласку хозяина» в 80—90 % случаев шли к хозяину, а собаки с сильной реакцией на пищевое вознаграждение – к еде.
Таким образом, для большинства собак социальное подкрепление как минимум столь же эффективно, как пищевое, поэтому оно может использоваться, к примеру, в дрессировке.
Ученые считают, что такие фМРТ тесты могут быть полезны для выявления собак, наиболее пригодных к определенной работе. Собака, для которой социальное подкрепление не очень важно, возможно, лучше подойдет для задач, требующих большей независимости от человека. Например, это могут быть собаки поисково-спасательной службы. При этом надо понимать, что поведение собак, у которых нет явных предпочтений определенного типа подкрепления, будет менее предсказуемым и зависящим от конкретной ситуации, чем поведение собак с выраженным типом предпочтения.
Проведенные эксперименты закладывают основу для дальнейшего детального изучения собачьего восприятия мира. В Университете Эмори уже идут исследования способности собак понимать человеческий язык.
Фото: https://www.flickr.com
Подготовила Мария Перепечаева