• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
56
Раздел: Науки о Земле
Каньон Антилопы – феерия света и красок

Каньон Антилопы – феерия света и красок

Академик Валентин Викторович Власов не только заместитель главного редактора, но и давний друг нашего журнала, автор и соавтор 26 публикаций в «НАУКЕ из первых рук», 16 из которых посвящены «горячим точкам» современной молекулярной биологии и медицины, от загадочного «мира РНК» до редактирования геномов и фаготерапии. Академик Власов, признанный ученый-биохимик, еще и натуралист, охотник и заядлый путешественник, не выпускающий из рук фотокамеру. Благодаря этому хобби нашим читателям удалось «воочию» познакомиться с самыми крупными отечественными медведями и реликтовыми обитателями тайги – глухарями, а также совершить вместе с автором увлекательные путешествия в «окаменевшие леса» Аризоны и камчатскую Долину смерти, увидеть пустынные «скульптуры» Юты и скальные фасады древней Петры… Новое «путешествие с объективом» академик Власов в юбилейном для него 2017 г. совершил вместе с внуком, разделяющим увлечения своего деда

Свое название Каньон Антилопы получил благодаря рыже-красным стенам, напоминающим шкуру антилопы. Отраженный от стен каньона солнечный свет раскрашивает причудливые скалы в различные цвета, от желтого до красного и синего, что делает его фантастически красивым. Эти краски и необычная игра света в воздухе, насыщенном пустынной пылью и песком, делают каньон настоящей мечтой, «меккой» для фотографов, как любителей, так и профессионалов.

Все рекорды побил снимок, сделанный в каньоне австралийским фотографом-пейзажистом П. Ликом. По информации на сайте самого Лики, его монохромная фотография под названием «Фантом» в 2014 г. была куплена неизвестным частным коллекционером за 6,5 млн долларов! Фотографу удалось сделать снимок фантастического полупрозрачного светящегося образа-призрака, созданного в пустом гроте каньона пылью, кружащейся в солнечных лучах.

В аризонской пустыне

По посещаемости Каньон Антилопы уступает Гранд-Каньону, потому что попасть туда не так просто, к тому же находиться в нем одновременно может лишь небольшое число посетителей. Территория, на которой расположен каньон, принадлежит индейцам племени навахо, которые превратили его в место ограниченного доступа, объект бизнес-туризма.

В 5 км от г. Пейджа подковой изогнулась река Колорадо

И все же при желании попасть в это замечательное место возможно. Лучше всего отправиться туда летом, когда в этих местах солнечно, сухо и, увы, очень жарко (средняя температура достигает 30 °C и выше).

Ближайшие аэропорты находятся в Финиксе – ​столице Аризоны и знаменитом Лас-Вегасе. Оттуда уже недалеко до Пейджа, вблизи которого и находится каньон. В этом городе стоит остановиться на пару дней, так как в его окрестностях есть на что посмотреть.

Окружающая город плоская пустынная равнина покрыта красно-коричневыми холмами из песчаника, очень красивыми на закате и восходе. Среди мелких кустов можно встретить небольших зайцев, множество ящериц, в том числе необычных коренастых и пузатых чаквелл, а также большое количество пустынных кенгуровых крыс, быстро скрывающихся в своих норках. Эти симпатичные длиннохвостые зверьки, по утверждениям специалистов, могут обходиться совсем без воды, питаясь преимущественно семенами: в почках кенгуровых крыс благодаря присутствию множества микроскопических трубочек происходит эффективная рециркуляция воды из мочи.

В 5 км от Пейджа подковой изогнулась река Колорадо, на ней стоит высокая плотина, благодаря которой образуется большое и глубокое озеро Пауэлл. Места эти исключительно красивы, и в нежаркое время года здесь проводятся супермарафонские забеги: на 50 и 100 миль, т. е. примерно на 80 и 160 км! Маршруты пролегают через каньон, по пустыне, вдоль зеленовато-прозрачной Колорадо, утопающей в крутых берегах и постепенно разгоняющейся, чтобы уже ниже по течению устремиться в глубину Гранд-Каньона.

Сам Каньон Антилопы находится в сухом русле «временной» реки, которая изредка образуется после мощных ливней. Тогда дождевая вода, стекая с обширной равнины, затопляет каньон и несется по нему, набирая скорость и смешиваясь с песком, бурля в узких проходах. Несколько столетий вода и ветер вытачивали в красном песчанике гигантские углубления и шлифовали стены каньона, придавая им фантастические очертания. Во время грозы каньона лучше избегать: в августе 1997 г. здесь сильным потоком смыло 12 туристов, из которых лишь одному удалось спастись.

Дорога к прекрасному

Организовать поездку в Каньон Антилопы можно, обратившись в туристические агентства в самом Пейдже, и тогда вас отвезут на место прямо из города. А можно самим приехать на машине к пункту сбора экскурсий вблизи каньона. Посещать самостоятельно каньон запрещено, поэтому туристов везут навстречу «прекрасному» индейцы на своих открытых грузовичках. Еще небольшая деталь: вблизи каньона нет возможности купить еду и напитки, и нет туалетов. Дружелюбные индейцы советуют пользоваться «кустиками», но кустов там совсем мало, и они очень маленькие. Учтите это, собираясь на экскурсию.

Каньон Антилопы делят на два участка – ​Верхний и Нижний, расположенные в нескольких километрах друг от друга. Соответственно организовано два туристических маршрута. Есть и два вида туров: обычный и более продолжительный, рассчитанный специально на фотографов.

Благодаря удивительной игре света и тени снимки из Каньона Антилопы еще красочнее и загадочнее, чем реальные картины, которые видит глаз фотографа. В темных теневых участках на них намного сильнее проявляются синие тона

СОВЕТЫ ОТ «БЫВАЛЫХ»

Освещение в каньоне трудно оценить: оно необычное и на самом деле темнее, чем кажется. Экспозиция может потребоваться большая, поэтому тренога необходима. «Бывалые» советуют: лучше немного недоэкспонировать кадр. Рекомендованная диафрагма объектива – 9–11 мм.
Желательно попасть в группу, которая идет первой, чтобы об тебя и твою треногу не запинались. Нужно быть готовым побороться с другими фотографами за лучшие места, поэтому советуют идти впереди группы рядом с гидом и устраиваться в первый ряд. Передвигаться от одного объекта к другому нужно быстро, не теряя времени.
В качестве защиты от пыли самое правильное – обернуть всю камеру прозрачной пленкой так, чтобы можно было управлять зумом в процессе съемок. Естественно, менять объективы нельзя, а по окончании съемок пыль нужно тщательно удалить. Стоит принять меры и для собственной защиты – надеть соответствующие головной убор и одежду

Верхний каньон Антилопы наиболее часто посещается туристами, так как он более доступен: и вход, и вся дорога по нему находятся на уровне земли. Длина его составляет около 200 м, глубина – ​37 м.

Путешественники, доставленные индейцами к щели в стене коричневого холма, сразу попадают из солнечного дня в сумрачное царство, в котором живописные пещеры, освещенные сверху «люстрами» из тонких солнечных лучей, сменяются узкими темными переходами-щелями. В самых узких местах стены сходятся настолько близко, что двум людям бывает сложно разминуться. Дело затрудняется еще и тем, что многие посетители вооружены камерами на штативах и смотрят не на соседей, а на окружающие красоты.

Экскурсия в Нижний каньон Антилопы более трудна, так как он ỳже Верхнего, а на одном из участков маршрута нужно передвигаться по металлической лестнице. Длина Нижнего каньона – ​407 м.

Хорошим временем для съемок в Каньоне Антилопы считается период с мая до сентября. В это время солнце находится высоко в небе, и его лучи проникают до дна каньона, тогда как зимой там темно и мрачно. По ходу движения солнца лучи света и, соответственно, тени на стенах каньона постоянно меняются, создавая удивительные картины. Лучшее время для фотографирования в Верхнем каньоне – ​в районе полудня. В Нижнем каньоне освещение лучше в утренние часы или дневные, с 13 до 14 ч.

С крутых стен каньона, покрытых солнечными пятнами и тенями углублений-пещер, сползают песчаные «водопады», а местами солнечные лучи светят сверху, как прожектора. Трудолюбивые гиды, рассадив фотографов по удобным местам, подбрасывают в эти световые лучи горсти песка и пыли, что приводит к образованию причудливых светящихся облаков и фигур

Фотографии, сделанные в узких коридорах Каньона Антилопы, благодаря игре форм и теней, создаваемой проникающим сквозь узкие щели солнечным светом, еще красочнее и загадочнее, чем реальные картины, которые видит глаз путешественника. Этот эффект связан, вероятно, с тем, что наш мозг, анализируя изображение с участками, сильно отличающимися по освещенности, сам «отфильтровывает» некоторые оттенки. В результате на снимках из каньона намного сильнее проявляются синие тона в темных теневых участках.

Людям, серьезно занимающимся фотографией, можно посоветовать заранее записаться на фототуры, официально предназначенные для людей, вооруженных треногами и камерами со съемными объективами. С простой камерой или телефоном в такую группу могут и не взять.

В обычных турах туристы передвигаются достаточно быстро, в суете и толкотне, поэтому использовать штатив затруднительно, и нет возможности задержаться для съемки. И, напротив, в фототурах гиды показывают наиболее «фотогеничные» места, дают советы относительно параметров съемки и оберегают фотографов от толп туристов. Опытные люди знают, в каком направлении и на какую высоту бросить песок, чтобы получить так радующие фотографов причудливые пылевые призраки.

Но есть одно «но». Особенность каньона в том, что там и так постоянно сыплется сверху песок и пыль. Из-за этого и за счет стараний гидов воздух там пыльный до такой степени, что представляет реальную опасность для недостаточно герметичных камер. Страшно подумать, сколько дорогих камер ежедневно «убивают» в каньоне беспечные путешественники.

Обстановка внутри каньона и так не слишком благоприятна для фотохудожника: то и дело попадаются встречные группы, улыбающиеся китайцы подолгу позируют друг другу в каждом освещенном месте, да и толпы коллег-фотографов никак не хотят покинуть наиболее удобные площадки. Говорят, были случаи, когда ранимые, морально не подготовившиеся люди бросали свои треноги на камни, выкрикивая ненормативную лексику, и убегали на волю из тесных щелей, забитых толкающимися двуногими.

Поэтому, фотограф, будь сдержан, береги свою технику от набегающих и напрыгивающих попутчиков и не бей нехорошего человека, который выскочит сзади и попадет в кадр. Старайся и сам не поступать, как они. И тогда ты сможешь увезти из Каньона Антилопы такие впечатления и, главное, такие фотографии, какие ты не сможешь сделать больше нигде в мире.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!

comments powered by HyperComments