Шаманы Тувы: танцующие с духами
Тува расположена на границе России и Монголии – прямо в географическом центре Азии. Своеобразие духовной культуры этого сибирского региона определило многовековое взаимодействие буддизма/ламаизма с пантеизмом кочевников и древними шаманскими практиками.
В «постсоветской» Туве шаманские ритуальные практики и культы стали активно возрождаться. Сейчас тувинские шаманы практикуют не только в России, но и за рубежом; активно работают в туристическом бизнесе, участвуют в фольклорных шоу и презентациях. Находясь в эпицентре социальной и культурной модернизации традиционного общества, они на практике подтверждают ценность этнических традиций. Ближе познакомиться с представителями этого древнего «сакрального цеха» вы сможете благодаря фотосессии известного новосибирского фотографа Владимира Дубровского
Несмотря на процессы всеобщей глобализации
и унификации культур, у современного человечества
нет единого лица. Это – грандиозная мозаика,
состоящая из множества народов –
больших и малых
Шаманы Тувы: Танцующие с духами
В географическом центре Азии, на границе России и Монголии расположена Тува – огромная издавна заселенная территория площадью свыше 170 тыс. кв. км с разнообразными природными ландшафтами (тайга, степи, горы). Несмотря на сложные исторические, социально-политические и экономические перипетии последних двух веков, уклад жизни ее коренного населения сохранил традиционные основы.
Своеобразие духовной культуры этого региона Сибири определило многовековые взаимодействия распространенного в Центральной Азии буддизма/ламаизма с пантеизмом кочевников и шаманскими практиками, уходящими корнями в сибирский палеолит. К началу XX века здесь действовали более 20 буддийских монастырей, практиковали около 4000 лам, а также почти 2000 шаманов.
Попытки утвердить атеистические стандарты в советской Туве не увенчались успехом, и в конце 80-х гг. именно религиозные традиции стали источником, питающим идеологию национального возрождения. В постсоветское время стали активно возрождаться шаманские ритуальные практики и культы: к началу III тысячелетия были зарегистрированы 5 шаманских организаций, объединяющих более 200 человек. Представители этого «сакрального цеха» призваны, согласно канонам шаманизма, обеспечивать необходимое равновесие между миром людей и миром духов. В конечном счете, они выполняют важнейшие социальные функции, направленные на поддержание стабильного существования любого общества: лечат, проводят ритуалы календарного и семейного цикла, общественные церемонии.
Современный шаманизм Тувы неоднороден. Известны «традиционные» шаманы, способные лечить, гадать, предсказывать. Их возможности, костюм, атрибуты определяются наследственной предопределенностью и силой их творческого потенциала. «Неошаманы» активно работают в туристическом бизнесе, участвуют в фольклорных шоу и презентациях. Тувинские шаманы практикуют не только в России, но и в Германии, в Бельгии, в скандинавских странах; участвуют во всемирных съездах шаманов и магов; проводят камлания на концертных площадках США и Италии.
Современные шаманы Тувы находятся в эпицентре социальной и культурной модернизации традиционного общества, на практике подтверждая ценность этнических традиций. Нужно отметить, что сегодня древние эзотерические практики, включая шаманизм, выходят за пределы Центральной Азии, активно внедряясь в духовную культуру современного технократического общества. И в этом — один из парадоксов современной эпохи глобализации.
Малые «звезды» Сибири
Несмотря на всеобщую глобализацию и унификацию культур, современное человечество по-прежнему представляет собой грандиозную мозаику из множества народов - больших и малых. Неповторимые материальные и духовные достижения каждого из них – плод уникального многовекового опыта существования в специфических природных условиях.
Сибирь впечатляет не только своими размерами, разнообразием природных ландшафтов и богатством ресурсов, но и этнической многоликостью. Более четырех десятков коренных народов обитают на сибирских просторах – в тайге, степях, тундре, на морском побережье… Веками приспосабливаясь к условиям (часто – экстремальным!) среды, сибирские аборигены создали гибкие системы природопользования и экологически сбалансированные типы хозяйства на основе актуальных сегодня энергосберегающих технологий. Особые взаимоотношения человека и окружающего мира отразились в неповторимой духовной культуре народов Сибири, основанной на преемственности традиций.
Интеграция региона в промышленно-сырьевую экономику, вызванная вхождением Сибири в состав России, и политика государственного администрирования привели к неизбежной трансформации жизни здешнего коренного населения. Перемены затронули все – среду обитания и хозяйственный уклад аборигенов, их образ жизни, духовную культуру, язык.
Советская практика освоения сибирских просторов, сопровождавшаяся массовыми миграциями и концентрацией коренного населения в крупных поселках, сделала проблематичными многие традиционные способы ведения хозяйства. Интернатная система обучения привела к тому, что современные поколения коренных жителей оказались отлученными и от родного языка, и от этнической культуры. Традиционные религиозные культы – важнейшая часть духовной культуры – оказались под запретом; многие культовые сооружения были разрушены, а ритуалы забыты.
Однако, несмотря ни на что, многие коренные народы Сибири до сих пор сохранили традиционные уклады жизни и основы исконной культуры. Национальные традиции в охоте, скотоводстве, рыболовстве и собирательстве, секреты народной медицины, изобразительное творчество и искусство костюма, богатейший музыкальный фольклор, мифология и религиозные культы – весь этот этнический «потенциал» сибирских народов привлекает живое внимание не только ученых, но и широкой общественности в России и за ее пределами. В огромной человеческой вселенной народы Сибири остаются пусть малыми, но «звездами» – которые не должны погаснуть…
Фоторепортаж Владимира Дубровского