• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
5321
Раздел: История
В поисках оленя Золотые рога

В поисках оленя Золотые рога

Современные научные представления о становлении и развитии первобытного искусства — одного из самых загадочных и сложнейших феноменов гуманитарного знания — во многом сформировались благодаря трудам академика А. П. Окладникова. В своей книге «Утро искусства» ученый писал: «Если искусство первобытности было одним из главных средств познания окружающего мира и места человека в этом мире, трудно себе представить такие древние сообщества людей, которые бы абсолютно «чуждались» художественной деятельности»

Зарождение изобразительной деятельности Окладников относил к эпохе мустье и культуре неандертальцев, одно из древнейших захоронений которых (знаменитое погребение мальчика в гроте Тешик-Таш) он обнаружил в Средней Азии.

Изобразительные памятники — от древнейших времен до этнографической современности, от монументальной скульптуры до мелкой пластики — в его прочтении всегда представали в качестве чрезвычайно информативного исторического источника. Так, сюжеты петроглифов свидетельствовали о повседневной жизни древних: об их способах охоты, о почитаемых животных, транспорте, оружии, а также об их ритуалах и верованиях.

А. П. Окладников — академик АН СССР, выдающийся археолог, историк и этнограф, создатель гуманитарной науки в Сибири, директор Института истории, филологии и философии СО АН СССР (1966—1981 гг.)

Охваченные глубоким волнением, как зачарованные, переживали мы на Шишкинских скалах волнующие часы встречи с первыми художниками человечества. Перед нами из глубины времен пробивался маленький, но уже чистый и звонкий ручеек искусства, которому предстояло в будущем стать могучей полноводной рекой. Оставалось только идти все дальше и дальше, по изгибам этого ручья, навстречу последующим тысячелетиям: от искусства палеолита к неолиту, от неолита к бронзовому, а затем к железному веку... *

* Деревянко, А. П. В поисках оленя Золотые рога. — М.: Советская Россия, 1980

На основе глубоких семантических реконструкций Окладников выделил доминантные образы мифологической картины мира аборигенов Сибири, воплощенной в изобразительном искусстве. Среди ее главных персонажей — лось и благородный олень; центральным сюжетом является охота великана-охотника за златорогим оленем, от исхода которой зависит не только судьба оленя, но и участь всего мира, а также его обитателей. Ученый доказал, что одним из древнейших мотивов общих космологических представлений северных народов является образ лося, связанный с солнцем, а сюжет о «космической охоте» восходит к мифологии охотников эпохи неолита.
Всего же более чем за пятьдесят лет научного поиска Окладников открыл и изучил сотни (!) памятников наскального искусства разных эпох, которые находятся на огромной территории от Памира до Дальнего Востока, от Якутии до Гобийского Алтая.

Комплекс наскальных изображений на р. Лене у села Шишкино Окладников назвал скальной летописью прибайкальских племен. Но чтобы прочесть ее страницы, нужно было обладать талантом, эрудицией и самоотверженностью, в чем ученому не было равных. В доказательство этих слов стоит привести воспоминания академика В. И. Молодина о ледяной дороге, ведущей к знаменитой Туроча­к­ской писанице, по которой учас­т­ники экспедиции по пояс в снегу пробивались к заветной скале. Академику Окладникову было тогда под семьдесят…

Ученики и последователи академика А. П. Окладникова, представляющие собой настоящую научную школу, продолжают исследовать древнее искусство Сибири и Центральной Азии. Сегодня совершенно очевидна проду­ктивность исследовательской стратегии Окладникова, равно как и то, что процесс постижения искусства бесконечен и каждое поколение ученых будет искать свои подходы к этому феномену.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!