Рождение ребенка отнимает годы жизни у матери?
Теломеры (отмечены розовым цветом) на концевых районах хромосомы. Credit: AJC1

Рождение ребенка отнимает годы жизни у матери?

Одна из популярных теорий старения связывает этот нежеланный процесс с уменьшением теломер – концевых районов хромосом, хранилищ генетической информации в клеточном ядре. Теломеры, играющие роль своего рода «защитных колпачков» для хромосом, укорачиваются с каждым делением клетки, жизнь которой, как и самих теломер, заканчивается после 50 клеточных циклов (предела Хейфлика). Длина теломер может сильно варьировать у разных людей, и у женщин этот показатель связан с таким нормальным физиологическим явлением, как рождение ребенка

Все мы точно знаем свой «паспортный» возраст, однако у каждого из нас есть и другой возраст – биологический. Сегодня существует много критериев для оценки скорости реального старения, от характера эпигенетических изменений до состава микробиома. Одним из самых известных на сегодня индикаторов клеточного старения является длина теломер – расположенных на концах хромосом структур из одинаковых, повторяющихся нуклеотидных повторов.

С каждым делением клетки хромосомы воспроизводятся не полностью, и этот «удар» берут на себя теломеры, защищая от разрушения ценный генетический материал. Когда уменьшение теломер достигает критического уровня, деление останавливается, и клетка заканчивает жизнь «самоубийством» (апоптозом). Исключение составляют лишь стволовые и раковые клетки, которые не стареют и способны делиться практически бесконечно, при этом длина их теломер (как и у половых клеток) поддерживается активной работой фермента теломеразы. В остальных клетках ген, кодирующий этот белок, обычно «выключен».

Теломеры укорачиваются в течение жизни у всех, но у каждого индивидуума процесс идет с разной скоростью, поэтому в целом в популяции этот параметр широко варьируется, предположительно влияя на индивидуальную изменчивость процессов старения. На основе ряда исследований установлено, что прогрессирующее укорочение теломер увеличивает риск возникновения рака, а также вероятность развития сердечно-сосудистых заболеванийдиабета 2-го типа, хронической обструктивной болезни легких и некоторых форм деменции

Рождение детей - один из факторов, влияющих на длину теломер. Было показано, что у рожавших женщин размер теломер меньше, чем у нерожавших, причем эта корреляция сильнее, чем в случае с курением или ожирением, и зависит от числа рожденных детей. В качестве одного из возможных объяснений этому явлению ученые называют действие стресса, так как известно, к примеру, что психосоциальный стресс во время беременности в какой-то степени «программирует» длину теломер у будущего ребенка.

Что касается рожавших женщин, то здесь не все так просто. Ранее были получены предварительные данные, что длина теломер зависит от возраста женщины, в котором у нее родился последний ребенок. Чтобы проверить эту связь, американские ученые провели масштабное исследование с участием более 1.2 тыс. женщин, у которых измерили длину теломер хромосом в клетках крови (лейкоцитах).

Оказалось, что возраст матери при последних родах действительно положительно связан с длиной теломер. Так что женщины, которые рожают в позднем возрасте, скорее всего, имеют более длинные теломеры, что можно считать маркером хорошего здоровья и долголетия. Один лишь нюанс: взаимосвязь между этими параметрами достаточно сильна лишь в случае матерей, имеющих не более двух детей, а также для тех, кто принимал оральные контрацептивы.

Полученные результаты не так однозначны, как кажутся, и вызывают закономерный вопрос: приводит ли позднее материнство к удлинению теломер, или только здоровая женщина, с заведомо более длинными теломерами, способна родить ребенка в позднем возрасте? Чтобы окончательно распутать все эти причинно-следственные связи, нужно провести долговременные исследования на одних и тех же женщинах до и после рождения ребенка.