Чуда не случилось: очередной кандидат на лекарство от болезни Альцгеймера сошел с дистанции
Медицина
Микрофотография ткани коры головного мозга. Коричневым окрашены амилоидные бляшки.

Год назад наш журнал «НАУКА из первых рук» сообщил о первых успехах клинических испытаний адуканумаба – нового перспективного лекарства от болезни Альцгеймера, разработанного американскими исследователями. К сожалению, надежды, что панацея от старческого слабоумия найдена, не оправдались: как и все предыдущие версии лекарственных препаратов, направленных на избавление от амилоидных бляшек, адуканумаб оказался не в силах сдержать у пациентов нарастающие когнитивные нарушения

Болезнь Альцгеймера является наиболее распространенной причиной деменции: она ответственна за 60–70% всех случаев возникновения старческого слабоумия. Причины и механизмы ее развития до сих пор точно неизвестны. Самой популярной является амилоидная гипотеза, согласно которой основной причиной возникновения болезни Альцгеймера является накопление в тканях мозга амилоидных бляшек, состоящих из длинных фибрилл бета-амилоидного белка. Источником этих бляшек служат молекулы белков, имеющих в норме шарообразную форму, которые по неизвестным причинам могут разворачиваться и слипаться в нитевидные структуры.

Амилоидная гипотеза объясняет возникновение основных симптомы заболевания, хотя и не может объяснить все многообразие патологических изменений, наблюдаемое при этой болезни. Поэтому ученые с нетерпением ожидали результатов клинических испытаний адуканумаба (Aducanumab), надеясь получить не только эффективный терапевтический препарат, но и прямое доказательство ключевой роли бета-амилоидного белка в развитии болезни Альцгеймера.

Дело в том, что адуканумаб создан на основе моноклональных антител к бета-амилоиду. Такие антитела должны распознавать и связываться с амилоидными бляшками, которые затем уничтожаются клетками иммунной системы больного. В 2016 г. американские исследователи объявили, что препарат успешно прошел первый этап испытаний: на фоне приема лекарства размеры амилоидных бляшек в тканях мозга больных уменьшались; также была обнаружена тенденция к замедлению темпа снижения умственных способностей.

Но чуда не случилось: на днях американская компания Biogen и японская Eisai заявили о прекращении третьей фазы клинических исследований адуканумаба. Судя по пресс-релизу, причиной послужили не соображения безопасности – по-видимому, препарат просто оказался неэффективным.

Возникает вопрос: нужно ли признать терапию болезни Альцгеймера антиамилоидными препаратами тупиковым направлением? Как ученые, так и фармацевтические компании пока не готовы вовсе отказаться от подобных попыток. Ряд препаратов и сейчас еще проходит клинические испытания, а те, что оказались неэффективными на поздних стадиях болезни, проверяются на способность предотвращать развитие ранних симптомов.

Ведь хотя в испытаниях таких лекарств обычно принимают участие люди с нетяжелой формой болезни Альцгеймера, не исключено, что патологические изменения в их мозге зашли уже слишком далеко, и удаление бляшек уже не могло им помочь. Поэтому стоит проверить действие антиамилоидных препаратов на более ранних стадиях болезни, когда клинические симптомы еще отсутствуют. И это уже делается: на таких больных сейчас проверяют препарат соланезумаб (Solanezumab), также созданный на основе антител к амилоидным белкам и снятый с последней фазы клинических испытаний из-за низкой эффективности.

Так что пока с определенностью можно сказать одно: амилоидные белки играют важную роль в развитии болезни Альцгеймера, но вот какую именно, еще неясно. Как неясно пока и то, какое место в ее терапии займут антиамилоидные препараты. А пока ученые спорят о причинах и механизмах возникновения и прогрессирования старческого слабоумия, рекомендуем всем желающим прожить долгую жизнь в здравом уме поддерживать высокую физическую активность и следить за здоровьем своих зубов и десен, не допуская развития пародонтита. Да и, наконец, просто высыпаться!