Крест как архетип и одно из его символических проявлений в христианстве (вместо заключения)
Под архетипом понимаются некие первичные схемы образов, составляющие содержание коллективного бессознательного и способствующие формированию активности воображения. Понятие архетип в научный оборот ввел К. Г. Юнг [Юнг, 1996, С. 451]. В соответствии с более поздней интерпретацией, архетипы – это наиболее общие «фундаментальные и общечеловеческие мифологические мотивы, изначальные схемы представлений, лежащие в основе любых художественных, и в том числе мифологических структур» [Аверинцев, 1991, С. 111].
Какое бы из предлагаемых определений мы ни взяли за основу – крест, несомненно, можно назвать одним из архетипических символов. Другое дело, что в зависимости от того или иного периода человеческой истории этому символу придавался свой особый смысл. К. Г. Юнг справедливо подчеркивает, что для «ревностного христианина символ креста может быть истолкован только в христианском контексте, если, конечно, сон не дает оснований рассматривать его иначе. Но даже и тогда специфический христианский смысл нужно держать в уме. Однако нельзя сказать, что во все времена и при всех обстоятельствах символ креста имеет одно и то же значение. Если бы это было так, он лишился бы своей сакральности (нуминозности), утратил бы свою жизненность и стал бы обычным словом» [Юнг, 1996, С. 110].
Крест появился в глубокой древности, возможно в эпоху палеолита. В период неолита он становится хорошо известным в целом ряде археологических культур [Монгайт, 1973, С. 209, 227], а в эпоху бронзы и в более поздние периоды истории человечества – почти универсальным символом [Топоров, 1992, С. 12]. У этого символа были различные и не всегда однозначные трактовки, однако встречаются и устойчивые его толкования: известно, что у египтян крест – символ солнца, у индусов – символ огня, у индейцев Америки – древо спасения и т. д. [Голубцов, 1995, С. 213—214]
Поражает многообразие видов крестов. Показательно, что среди большого количества исследований, посвященных иконографии креста, специалисты выделяют от десяти [Benson, 1976, P. 15—81] до двадцати четырех [Dinkler, 1994, S. 570] принципиально различных типов, каждый из которых имеет свое название. Более двухсот (!) разновидностей каменных надмогильных крестов выявлено только на Украине [Сапожников, Слюсар, Шувалов, 1995, С. 16—47].
Традиционно христиане относились к кресту с благоговением. О преобразованиях Святого Креста в Ветхом Завете пишет Святой праведный Иоанн Кронштадский [Сергеев (Святой праведный Иоанн Кронштадский), 2005, С. 6—9], поскольку крест был связан с воспоминаниями о Христе и Его искупительной жертве [Голубцов, 1995, С. 215]. Отсутствие изображения креста во времена раннего христианства объясняется тем, что в Римской империи существовала традиция крестной смерти как самого позорного и возмутительного вида наказания. «Надобно было пройти многому времени, – пишет А. П. Голубцов, – чтобы изображение распятого Христа, независимо от своего религиозного значения, сделалось открытым символом христианства и заняло видное место в церковном искусстве; нужно было, чтобы впечатление недивного подавляющего события сгладилось настолько, чтобы образ последнего уже не возбуждал того тяжелого чувства, каким он сопровождался в непосредственном сознании первохристиан. <...> Не случайно поэтому, что первые христианские изображения креста имеют особую (монограммическую) форму. Это так называемые скрытые кресты, в которых заключен скрытый смысл: внешняя форма борется с внутренним содержанием символа» [Там же, С. 217—221].
Победа христианства над язычеством привела к тому, что со второй половины IV – начала V вв. изображения собственно креста стали встречаться повсеместно [Настольная книга, 1983, С. 727]. В современной христианской канонической литературе крест определяется как «орудие спасительной смерти Господа нашего Иисуса Христа, символ Нового Завета, символ победы над смертью, пересечение небесного и земного, знаменующего собой предвечную тайну основания вселенной» [Там же, С. 725].
Известно три основных варианта изображения настоящего неприкровенного креста. Древнейший из них – изображение трехконечного креста в виде греческой буквы Т (Тау). Именно такую форму имели кресты Римской империи, используемые в качестве орудий казни [Там же, С. 727]. В V в. широкое распространение получили два вида четырехконечного креста: «греческий», у которого поперечные лопасти равны вертикальным, и «латинский», вертикальная балка которого длиннее горизонтальной [Там же, С. 788]. Наконец, в VI в. появились изображения распятия, которое в процессе формирования стало представлять собой русский православный восьмиконечный крест [Там же, С. 728].
Интересное объяснение изменению формы креста (от «греческой» к «латинской») можно найти в работе представительницы школы К. Г. Юнга А. Яффе, посвященной этому символу. Исследователь полагает, что подобная эволюция «созвучна внутренней эволюции христианства вплоть до Высокого Средневековья», она «символизируют собой тенденцию передвинуть центр человека и его веры вверх от земли и «возвести» его в духовную сферу» [Яффе, 1996, С. 321].
В христианской символике крест «по чину своему занимает место непосредственно после Пресвятой Девы Богородицы и выше сил небесных, выше святого Иоанна Предтечи, выше апостолов, пророков и святителей» [Настольная книга, 1983, С. 726].
Среди изображений этого символа, призванного выполнять различные функции в христианской обрядовой практике (крест кабинетный, крест наперсный, крест напрестольный и др. [Гнутова, 2004]), особое значение, несомненно, имеет нательный крест.
Появление этого символа, по-видимому, связано с тем, что одной из функций креста была функция охранительная. Об этом свидетельствует традиция, имеющая отношение к обычаю древних христиан изображать малые кресты на членах своего тела, преимущественно на челе. По мнению А. П. Голубцова, «возложением креста на чело христиане свидетельствовали свое исповедание, свою веру в Распятого» [Голубцов, 1995, С. 215]. Несмотря на то что в христианстве идея терпеливого перенесения жизненных тягот связана с идеей несения креста, не следует исключать и буквального понимания изречения из Нового Завета: «Кто хочет идти за мною, отвергни себя и возьми Крест свой и следуй за мной» [Мк. 8: 34].
Появлению наиболее ранних крестов-тельников, по всей вероятности, предшествуют нашивные кресты, семантический смысл которых состоит в нанесении креста на тело. Обнаружение этих предметов в археологических комплексах относятся к IV—VI вв. [Koch, 1974, S. 259—260; Kiss, 1987, S. 235—241; Biel, 1976, S. 58—59], тогда как, по известным нам данным, древнейшие в Европе кресты-тельники появляются в VI—VII вв. [Schulze, 1984, S. 325—326; Lindenschmit, 1906, S. 73]. На протяжении этого времени нашивные кресты и кресты-фибулы еще продолжают существовать [Menghin, 1974, S. 251—255; Stork, 1987, S. 194; Fingerlin, 1986, S. 171—172].
В Древней Руси кресты-тельники считались обязательной принадлежностью христианина, когда «на каждого новокрещенного возлагался крест, чего не было в обычном порядке даже у греков» [Гнутова, 1993, С. 7—20]. Самые ранние кресты-тельники традиционно датируются Х в. [Николаева, Недошивина, 1997, С. 173—175]. К ним относятся преимущественно изделия из камня, получившие название «корсунчиков», или «корсунских» [Кондаков, 1896, С. 42—43]. В конце Х в. появились бронзовые и серебряные кресты-тельники, вырезанные из металла или литые [Недошивина, 1983, С. 223; Николаева, Недошивина, 1997, Табл. 103].
С семантической точки зрения, крест-тельник не сразу стал восприниматься в качестве особого христианского символа. Об этом свидетельствуют находки из археологических памятников [Седова, 1974, С. 194; Недошивина, 1990, С. 102], в которых кресты-корсунчики, металлические кресты-тельники, образки носились в составе одного ожерелья, причем вместе с языческими амулетами [Гнутова, 1993, С. 10]. Первоначально они встречаются только в женских захоронениях [Мальм, 1968, С. 116—117; Фехнер, 1968, С. 212], в составе ожерелий из бус. Подобное отношение к кресту существовало и у жителей Восточной Европы [Кузнецова, 2002]. Сибирские аборигены, используя крест (правда, другого, более позднего типа) в качестве украшения, включали его в состав ожерелий [Боброва, 1984, С. 146—167]. Однако скоро, под влиянием христианства, кресты-тельники становятся подлинным символом христианской веры. В ХП—ХШ вв. разнообразие их форм достигает апогея [Николаева, Недошивина, 1997, С. 173]. Создаются местные центры по производству этих изделий в таких городах, как Киев, Новгород, Москва, Тверь и т. д. [Рыбаков, 1948, С. 146; Рындина, 1963, Рис. 10; Седов, 1975, С. 73]. Такова роль креста-тельника и в настоящее время. Другое дело, что в погребальной практике ему стало придаваться иное значение. Так, в ХШ—ХIV вв. помещение креста в погребение было достаточно редким явлением, но начиная с середины XVI в. произошло коренное изменение этой традиции [Беляев, Чернецов, 1966, С. 75].
В заключение хотелось бы отметить, что почти за полторы тысячи лет, несмотря на наличие жестких канонов, форма и иконография креста-тельника подверглись значительной трансформации. Православный крест имеет свою особую линию развития, что, впрочем, не отражается на христианской семантической сути этого символа, которая остается неизменной.
Изучение русских православных кладбищ XVIII—XIX вв. и многочисленных музейных собраний способствовало тому, что в распоряжении исследователей оказался богатейший массив крестов-тельников, которые, на первый взгляд, представляют собой однообразную картину. Однако подобное утверждение опровергли уже первые отечественные собиратели и исследователи этого вида христианского художественного творчества – А. К. Жизневский, А. К. Уваров, Б. И. Ханенко, Б. Н. Ханенко и другие.
В наши дни интерес к крестам-тельникам заметно возрос, о чем свидетельствуют специальные исследования, в том числе и монографические, посвященные этим изделиям.
К сожалению, встречается и потребительское отношение к крестам-тельникам и к предметам церковной археологии в целом, которые становятся объектом поиска и хищнической добычи так называемых черных археологов. Как следствие, в угоду личному обогащению оскверняются и разграбляются кладбища; огромное количество христианских предметов за бесценок уходит в частные коллекции и за границу.
На наш взгляд, и государство, и Русская Православная Церковь должны не только решительно осудить эти преступные и глубоко аморальные действия, но и в законодательном порядке обеспечить сохранность наших национальных святынь.