Предисловие автора
История Креста Господня есть,
без сомнения, история всего христианства
или история человечества в связи
и по отношению к христианству.
А. С. Уваров
Летом 1973 г. я, тогда еще начинающий археолог, руководил маленьким отрядом, который занимался исследованиями поселения эпохи бронзы в Барабинской лесостепи. Неожиданно, по приказу из института, наши работы были свернуты, а меня срочно вызвали в Новосибирск. Теряясь в догадках, уже поздним вечером я позвонил домой директору нашего института академику А. П. Окладникову. Разговор совершенно потряс меня. Тон его был настолько безапелляционным, что отказаться от предложения, которое мне поступило, я не смог. Да и не в моих правилах было отказываться от работы. Я получил распоряжение немедленно скомплектовать отряд и вылететь в зону затопления Усть-Илимской ГЭС, где следовало продолжить раскопки Илимского острога, находившегося на территории современного г. Илимска (рис. 1). Вся трагичность ситуации, по словам Алексея Павловича, заключалась в том, что до затопления ложа будущего водохранилища, куда попадал и Илимский острог, оставалось примерно два года. Наш институт, где я работал младшим научным сотрудником, вел договорные исследования в зоне строительства, тогда как раскопки Илимского острога фактически только начинались.
В 1968 г. была проведена съемка сохранившихся в Илимске архитектурных сооружений: Казанской церкви и Спасской башни – специально включенными в состав Ангаро-Илимской экспедиции архитекторами [Васильевский, Бурилов, 1971, С. 258—261]. В 1969—1970 гг. эти уникальные памятники русского деревянного зодчества были перенесены в Иркутский исторический музей под открытым небом.
Летом 1971 г. археологические исследования острога проводились илимским отрядом под руководством Е. Ф. Седякиной. Было раскопано несколько жилых сооружений и, в результате, получен значительный вещественный инвентарь [Седякина, 1972, С. 305—306]. Однако, по неизвестным мне причинам, к исследовательским работам на остроге Е. Ф. Седякина больше не привлекалась.
А. П. (как за глаза мы называли Окладникова) не раскрывал мне всех причин собственного тревожного состояния, но сложившееся положение вещей его вдруг чрезвычайно обеспокоило. По-видимому, на моей кандидатуре остановились просто потому, что под рукой не оказалось никого из специалистов: был разгар лета, и все находились в поле. Я тоже работал в поле, но мое поле было почти домашним, всего-то в полутысяче километров от Новосибирска, тогда как в те годы наши археологи работали преимущественно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Никогда не забуду фразу, которой окончил разговор Окладников: «Слава, нужно спасать честь института!» И я, не щадя ни своих, ни чужих сил, «спасал» ее на протяжении трех полевых сезонов.
Конечно, и тогда я представлял себе, что мало еще стою чего-то как археолог, а уж как специалист по городской археологии с деревянной архитектурой – так и вовсе ничего. В моем багаже, правда, были раскопки казармы и башни Казымского острога в низовьях Оби на реке Казым, однако этого, к сожалению, было недостаточно. Но что делать?! Памятнику грозило скорое затопление, а значит – уничтожение (рис. 2)! А посылать туда, как сказал мне начальник Ангаро-Илимской экспедиции профессор Р. С. Васильевский, все равно некого… Сейчас, спустя тридцать лет, оглядываюсь назад, и мне кажется, что повторись такая ситуация снова, я не стал бы рисковать… А тогда, видимо по молодости, по глупости, согласился.
И в то время понимал, и сейчас понимаю, что многие вещи делал не так или не совсем так, как нужно. И хотя изучил все, что касалось раскопок русских городов, я чувствовал недостаток практики подобного рода исследований.
Одно безусловно оправдывает меня: я очень старался. Старался сделать как можно больше и как можно лучше. Во время второго сезона работ, когда специальный отряд был скомплектован уже заблаговременно, мы исследовали значительную часть площади острога. Рабочий день был шестнадцатичасовым: к исследованиям привлекли большое количество народа – и мне пришлось построить график работы в две смены. А поскольку исследование проводилось на нескольких участках и подготовленных помощников мне никто не дал, это был единственно возможный выход из сложившейся ситуации…
Кое-каких успехов все-таки удалось добиться. Мы раскопали остатки деревянных строений, часовню, фундамент угловой башни, часть набережной с интереснейшей конструкцией, а также водоводную систему… Было сделано и много различных находок: разнообразных изделий из кожи, дерева, железа, бронзы, кости, керамики. Некоторые результаты мне и моим коллегам удалось опубликовать [Окладников, Васильевский, Молодин, 1975, С. 225—226; Васильевский, Молодин, Седякина, 1978, С. 215—232; Молодин, Добжанский, 1978, С. 233—238; Молодин, 1982, С. 210—215; Добжанский, 1975, С. 54—55; Добжанский, 1976; Молодин, Новиков, 1989, С. 166—168].
В процессе проведения работ меня ожидало немало сюрпризов. Одной из неожиданностей стало обнаружение старого Илимского кладбища, которое не было отмечено на имевшихся в нашем распоряжении планах (рис. 3). Наткнувшись на первые захоронения, явно относившиеся к XVII—XVIII вв., я столкнулся с чисто нравственной проблемой: имею ли я право раскапывать христианский некрополь? Вспомнил Обское море, где на протяжении всех студенческих лет работал под руководством моего первого учителя профессора Т. Н. Троицкой. Каждый год весной, когда из водохранилища сбрасывали воду, взору открывались просто страшные картины. Я уже не говорю о древних могильниках, в которых погребения лежали сначала словно расчищенными, а потом полностью разрушенными: водохранилище размыло массу деревенских кладбищ, как русских, так и татарских. В районе села Чингисы мне самому пришлось видеть разрушенное современное татарское кладбище, где костями людей был просто усыпан подмываемый берег.
Допустить в Илимске подобное я не мог. Решил так: пусть уж лучше останки илимцев послужат науке, чем будут полностью уничтожены водами водохранилища. К тому же, почти в каждом захоронении был обнаружен нательный крестик. Поражало разнообразие форм и художественных особенностей этих изделий. Благодаря усилиям реставраторов нашего института Г. К. Ревуцкой и М. В. Мороз коллекция была тщательно обработана: все изделия расчищены и отреставрированы. Таким образом, мы получили уникальную серию произведений декоративно-прикладного искусства, которая насчитывает 215 экземпляров.
Оказывается, и в настоящее время археология погребального обряда, предусматривающая раскопки христианских погребений, является богословской и канонической проблемой. Эта проблема, обозначенная в докладе диакона Александра Мусина [Мусин, 2000, С. 298], обсуждалась на богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия», которая была организована Синодальной богословской комиссией по решению Священного Синода Русской Православной Церкви и состоялась в Москве 7–9 февраля 2000 г. В обязанность комиссии вменялось представить на рассмотрение предстоящему Архиерейскому собору Русской Православной Церкви итоги и рекомендации конференции. На страницах этой книги уместно привести основные выводы, сделанные диаконом А. Мусиным, поскольку они важны для археологов, особенно тех, кто занимается проблемами, связанными с погребальным обрядом.
Диакон А. Мусин рассматривает возможные догматические, канонические, исторические и нравственные предпосылки такого рода исследований. С подробной аргументацией можно ознакомиться, прочитав опубликованную статью священнослужителя, – я остановлюсь на главном.
Первый вывод, к которому приходит диакон: в соответствии с догматом о всеобщем воскресении, «момент археологических раскопок, связанный с разрушением погребения, не может вызывать осуждения», однако «решению о начале раскопок должны предшествовать оценка возможных общественных последствий археологических исследований и соответствующая пастырская работа по разъяснению духовного смысла и церковной значимости производимого» [Там же, С. 299].
С канонической точки зрения, «гробокопательство» осуждается правом Восточной Церкви, «однако такое осуждение не безусловно». «На археологические раскопки эти правила уже распространяться не могут, поскольку исследователями движет отнюдь не жажда личного обогащения. <…> Таким образом, археологические раскопки погребальных памятников однозначно попадают в разряд “простительного гробокопательства”».
«Основной проблемой, – отмечает диакон далее, – остается процесс археологических исследований, исключающий возможность, предусмотренную в правиле святого Григория Нисского, что «да не явится пред солнцем неблагообразие» и что объект права не будет касаться «скрытого во гробе тела». При раскопках это исключено. Однако, согласно смыслу правила, эти условия являются дополнительными к главному – употреблению материальных элементов погребального обряда на общественную пользу. Таким образом, указанные условия носят не правовой, а нравственно-психологический характер, и оценочное суждение должно выноситься в соответствии со степенью нравственности отношения археолога или антрополога к исследуемым останкам» [Там же, С. 300].
В завершение обсуждения поднятой проблемы делаются следующие, принципиально значимые, выводы: «Мы еще раз подчеркиваем, – пишет А. Мусин, – что антропологические и археологические исследования <…> не подпадают под действие канонического права Восточной Церкви, однако нравственная оценка Церковью действий исследователя зависит от его внутреннего настроя, который должен характеризоваться уважительным отношением к остаткам усопшего, а также от соблюдения им ряда требований религиозно-традиционного характера».
Второй вывод заключается в том, что «под непосредственное каноническое осуждение попадают организаторы и исполнители грабительских или просто любительских «раскопок», чьи намерения целиком диктуются либо праздным любопытством, либо открытой жаждой наживы, удовлетворяемой через продажу древностей на “черном рынке”» [Там же, С. 301].
Наконец, следует привести еще один совершенно справедливый вывод диакона А. Мусина о том, что назрела насущная необходимость «более серьезной организации церковно-археологических исследований» [Там же, С. 303].
Позднее, когда я начал работать над этой книгой, передо мной открылся удивительный мир церковной археологии с ее специальным предметом исследования. В лекциях, прочитанных в Московской Духовной академии в период с 1887 по 1911 гг., профессор А. П. Голубцов отмечал: «церковный археолог ближайшим образом имеет дело с двумя категориями данных, именно: с формами церковного богослужения (равно культа) и отчасти древнехристианского быта. В понятие церковного культа входят две стороны: литургическая, то есть различные формы богослужебной обрядности в их историческом развитии, и монументальная – те вещественные средства, которые составляют обстановку и материал литургических действий: храм как архитектурное целое со всеми приспособлениями, относящимися к богослужению, церковная живопись, одежда, утварь и все вещественные богослужебные принадлежности. Задача первой стороны – изложить историю церковного обряда; задача второй – представить историю церковного искусства, по крайней мере в его главнейших отраслях» [Голубцов, 1995, С. 16]. Однако несомненно и то, что археологию церковных древностей невозможно рассматривать в отрыве от общей археологии всего человечества [Беляев, Чернецов, 1996, С. 4]. Археологические раскопки на территории православных церквей и соборов необходимы как для получения данных, связанных с их архитектурой [Каргер, 1946], стенописью [Дмитриев, 1950, С. 146—154], так и для целенаправленных исследований христианских захоронений, находящихся в храме и в непосредственной близости от него [Янин, 1988; Бернц, Горячкин, Макаров, 2005, С. 342—348].
Аналогичная практика, связанная с изучением католических церквей, существует и в Европе, где, наряду с раскопками и исследованием церковной архитектуры [Scholktann, 1990, S. 6–9; Sage, 1986, S. 26—31], исследуются захоронения [Schulten, Hauger, 1984, S. 213—221], в том числе и Нового времени [Selzer, 1961, S. 146—147; Oexle, 1995, S. 26—31]. Л. А. Беляев отмечает: «На территории Западной Европы в XIX—XX вв. складываются родственные школы изучения церковных древностей, ориентированных на памятники средневекового периода, тесно связанные с развитием реставрации и архитектуры, имеющие ярко выраженный «национальный характер» и строго привязанный к географии памятников. <…> Так, во Франции внимание обращено на изучение королевских погребений эпохи Меровингов; в Германии – на массовые некрополи того же времени; в Италии – на проблемы церковной топографии» и т. д. [Беляев, 2000, С. 14].
Еще одним примером, свидетельствующим об изучении некрополей Нового времени, являются раскопки кладбища русских воинов, погибших в Русско-турецкой войне 1877—1878 гг. под Плевной, а также последующее перезахоронение героев и издание великолепного альбома предметов христианской металлопластики [Аспарухова, Дичева, 2005].
Давнюю (с 1894 г.) традицию имеет проведение международных конференций по христианской археологии (к настоящему времени проведено тринадцать подобных конференций), а также многочисленных национальных конференций [Хрушкова, 1998, С. 207—214]. Можно сказать, что во всех странах христианского мира ведутся активные исследования, связанные с христианской археологией [Сен-Рок, 1998, С. 206]. В девяностые годы прошлого века подобные исследования начали проводиться и в нашей стране.
В 1995 г. во Пскове прошла Первая Всероссийская конференция «Церковная археология», которая стала важной вехой в развитии этого направления отечественной науки. На конференции было прочитано более 60 докладов, что свидетельствует о неподдельном интересе археологов к церковным древностям Руси [Беляев, Чернецов, 1998, С. 252—253].
Особое внимание изучению креста как основополагающего символа христианства отечественная наука стала уделять еще в начале XIX в., а в конце XX – начале XXI вв. оно обрело новый импульс. Ярким свидетельством тому является публикация трех томов Ставрографического сборника (2001—2005), а также последовавшие за ним издания, посвященные изучению креста. Целью проекта, как подчеркивает главный инициатор этого коллективного труда С. В. Гнутова, «является возвращение ставрографии статуса отдельной вспомогательной исторической дисциплины как науки, изучающей историю и символику креста» [Гнутова, 2001, С. 3; Гнутова, 2005, С. V—XVI)].
…Прошло более тридцати лет с того момента, как я провел первые раскопки Илимского острога, но только сейчас я почувствовал, что у меня есть силы, моральное право, а также почетная обязанность подготовить издание коллекции нательных крестов. Появились и полиграфические возможности цветного воспроизведения этого материала. Пользуясь случаем, хочу выразить искреннюю признательность М. В. Мороз и Г. К. Ревуцкой, благодаря которым уникальные изделия пережили второе рождение.
Я благодарен редакторам монографии – академику Н. Н. Покровскому и кандидату искусствоведения С. В. Гнутовой – за ценные консультации и советы, которые я получил от них в процессе ее создания.
Неоценимую помощь в работе над коллекцией оказали мне сотрудники Центрального музея Древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (г. Москва), и прежде всего кандидат искусствоведения С. В. Гнутова – один из крупнейших на сегодняшний день специалистов по медному художественному литью, в частности по мелкой пластике; кандидат искусствоведения Е. Я. Зотова – специалист по старообрядческой пластике, а также Л. И. Алехина, которая прочла надписи на обороте ряда крестов из Илимской коллекции.
Благодаря помощи профессора Цюрихского университета В. Майер, президента Германского археологического института профессора В. Куреляйса и директора Евразийского отделения этого института профессора Г. Парцингера (ныне президента института) мне удалось познакомиться со специальной литературой, хранящейся в фондах библиотек Государственного исторического музея (г. Цюрих) и Германского археологического института (г. Берлин).
Большую помощь в подготовке издания оказал заведующий фотолабораторией нашего института.
Графические работы выполнили Л. Горб, Е. Молодин, А. Сидорова (Адарич), Е. Слепчук, Н. Ходакова (Ермакова), за что я приношу им свою искреннюю признательность.
В заключение хотелось бы сказать добрые слова в адрес бывших студентов Новосибирского государственного педагогического института и Новосибирского государственного университета: А. Арапова, В. Добжанского, В. Карякина, Л. Лаптевой (Мыльниковой), А. Липатова, В. Мая, Е. Мезенцевой, Н. Нечепуренко (Липатовой), Н. Полосьмак, А. Соловьева, , В. Щетинина; художников института Л. Кауровой и ; водителя О. Ф. Сентябова, – благодаря самоотверженному труду которых во время раскопок Илимска удалось спасти для Науки и Человечества бесценные памятники русской культуры.