• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
227
Предисловие редакторов

Предисловие редакторов

На суд читателей пред­ставлена книга, посвященная нательным крестам XVII – начала XX вв. За последние годы значительно возрос интерес к этому образу, что нашло свое отражение в стать­ях, книгах, альбомах, публикуемых как в нашей ­стране, так и за рубежом. Лаконичный и в то же время семантиче­ски наполненный образ привлекает внимание новых исследователей пои­стине неисчерпаемым потенциалом для научных изы­сканий.

В России многие десятилетия тема кре­ста как главного христиан­ского символа находилась под запретом. Лишь в самом конце XX столетия началось возрождение ­ставрографии, развитие которой успешно шло в XIX в., но было прервано революционными потрясениями.

В. И. Молодин хорошо изве­стен своими публикациями, посвященными данной теме, такими как: «Старообрядче­ские нательные кре­сты из ­Илим­ской коллекции» (2001), «Кре­сты-тельники Европы как объект научного изучения» (2003), «Рус­ские серебряные кре­сты-тельники из коллекции Генри Сиибома» (2004) и др.

Данная монография является большим фундаментальным трудом, итогом многолетней археологиче­ской деятельно­сти (В. И. Молодин руководил ра­скопками Илим­ского о­строга в 1973—1975 гг.), а также работы по ре­ставрации памятников и научной обработке полученных данных. Перед нами книга, написанная просто и ясно, что делает содержащуюся в ней информацию до­ступной и интересной не только ученым-профессионалам, но и широкому кругу читателей, которые увлекаются и­сторией родной страны.

Монография В. И. Молодина посвящена периоду Нового времени. Автор поставил перед собой непростой вопрос об этической стороне раскопок позднего христианского некрополя и нашел единственно верный ответ: «Пусть уж лучше его о­станки послужат науке, чем будут полно­стью уничтожены водами водохранилища». Таким образом, многочисленная коллекция нательных кре­стов XVII – начала XX вв. была сохранена для науки и, в силу сложившихся обстоятель­ств, лишь через не­сколько десятилетий все­сторонне исследована. Нрав­ственно-этиче­ский аспект проведения ра­скопок некрополей Нового времени, заботивший автора, в некоторых странах не пред­ставляет собой проблемы с точки зрения западной традиции. Так, в фондах Военно-историче­ского музея города Плевны (Болгария) в числе материалов периода Рус­ско-турецкой войны 1877—1878 гг. пред­ставлены личные вещи уча­стников сражений, найденные при проведении раскопок военных захоронений в окре­стно­стях города во второй половине 1950-х – начале 1970-х гг. Обнаруженные иконки, образки, складни, а также кре­сты, включая и тельники, по­­ступили в музеи, а сами «гробища» были отре­ставрированы и возвращены на прежнее ме­сто или перенесены на новое.

Предисловие, написанное автором книги, на­страивает читателя на камерный, задушевный лад, благодаря чему дальнейшее пове­ствование «оживает» и наполняется почти осязаемыми образами. Даже в приведенных ­стати­стиче­ских данных и в таблицах содержатся не про­сто цифры – речь идет о судьбах людей: мужчин, женщин, детей, живших нелегкой, полной тягот и лишений жизнью в Сибири.

Особо следует выделить вторую главу монографии В. И. Молодина, в которой обобщаются историче­ские результаты изучения Илим­ского о­строга, полученные исследователями, работавшими с письменными источниками, и археологами, в первую очередь самим автором. Илим­ский о­строг уже в XVII в., в­скоре после своего основания, становится опорным пунктом славян­ской земледельче­ской колонизации. Данные документов Сибир­ского приказа, а также многочисленные свидетель­ства, собранные Г. Ф. Миллером, соответ­ствуют итогам палеодемографиче­ских наблюдений В. И. Молодина, которые основаны на материалах проведенных им ра­скопок.

На среднем Енисее, на Лене, а также в междуречье двух великих сибир­ских рек возник третий (по времени) важный земледельче­ский район Сибири, который сразу же стал играть существенную роль в ее экономике. Не случайно такие видные отече­ственные и­сторики, как С. В. Бахрушин, В. И. Шунков, В. Н. Шер­стобоев, В. А. Александров, свои труды, основанные на архивных документах, посвятили изучению опыта успешного ведения сель­ского хозяй­ства в сложных климатиче­ских условиях1. Важной предпосылкой существования илим­ской пашни, а также миграции в этот район земледельче­ского населения – кре­стьян, служилых людей, а позднее и горожан – стало возведение башен и стен Илимского острога, создание всего комплекса по­строек, необходимых для функционирования как рус­ского о­строга, так и города в целом. В результате ра­скопок, проведенных В. И. Молодиным, был найден ценный материал, информирующий ученых об и­стории Илим­ского о­строга и о повседневной жизни его обитателей, даже о таком неординарном явлении, как си­стема водоводов XVII—XVIII вв. Главной темой исследования ­стали артефакты, которые относятся к духовной жизни православных Илим­ска. Ученый предпринял первую попытку обобщения и семантиче­ской интерпретации столь многообразного «сибир­­ского материала».

1 Бахрушин С. В. Очерки по истории Краснояр­ского уезда в XVII веке // Научные труды. – М., 1959. – Т. IV; Шунков В. И. Очерки по истории земледелия в Сибири. – М., 1956; Шерсто­боев В. Н. Илим­ская пашня. – Иркут­ск, 1949—1957. – Т. 1–2; Александров В. А. Рус­ское население Сибири XVII – начала XVIII веков (Енисей­ский край). – М., 1964.

Четвертой, основной, главе предше­ствует анализ социоэтнографиче­ского ­состава населения Илим­ского острога. Автор выявляет населенные пункты, откуда люди мигрировали в о­строг. Это дает дополнительный материал для изучения центров изготовления и бытования мелкой пла­стики – кре­стов-тельников, найденных в результате ра­скопок Илим­ского некрополя. Сама коллекция нательных кре­стов, насчитывающая 215 экземпляров, си­стематизирована В. И. Молодиным в соответ­ствии с классификацией, предложенной Э. П. Винокуровой. При этом автор говорит не только об ареале распро­странения кре­стов, но и приводит аналоги почти каждому типу изделий Илим­ской коллекции.

Особенно ценным представляется проведенное автором исследование комплекса надписей и текстов молитв, которые содержатся на нательных кре­стах. Эти сведения являются важнейшим и­сточником атрибуции и классификации памятников пла­стики.

Широкий региональный охват аналогов, которые В. И. Молодин приводит для кре­стов, обнаруженных в Восточной Сибири, помогает исследователю вве­сти обширную группу нательных кре­стов в контек­ст русской христиан­ской культуры. Следует отметить, что работа по си­стематизации кре­стов-тельников, осуще­ствленная на столь многообразном материале, является важным научным до­стижением; ведь эта обширная тема после долгого перерыва, вызванного атеи­стиче­скими веяниями в нашей стране, вновь начинает разрабатываться отече­ственными исследователями. Нужно ­сказать, что обнаружение в далеком сибир­ском о­строге кре­стов натолкнуло В. И. Молодина на тщательное изучение общеевропей­ской и­стории этих христиан­ских артефактов. В результате автор на­стоящей монографии внес суще­ственный вклад в масштабную по­становку проблемы их си­стематизации и семантики2.

2 Молодин В. И. Европей­ские кресты-тельники // Ставрографиче­ский сборник. Книга третья. – М., 2005. – С. 83—113.

Заключительная глава «Крест как архетип и одно из его символических проявлений в христианстве» является самостоятельной теоретиче­ской частью интересной и емкой работы, читается легко и содержит массу полезной инфор­мации. В ней В. И. Молодин рассуждает о символике кре­ста, обращаясь к теории К. Г. Юнга об архетипах и символах.

Своеобразным украшением книги можно назвать каталог-определитель с великолепными прорисями крестов и подробнейшим их описанием. Подобный каталог может послужить образцом для множе­ства еще не изученных наукой коллекций кре­стов, находящихся в фондах музеев России и в ча­стных ­собраниях, поскольку сегодня забыты важные историче­ские страницы ставро­графии, которые требуют нового прочтения.

Н. Н. Покров­ский, С. В. Гнутова


Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!

comments powered by HyperComments