Предисловие редакторов
На суд читателей представлена книга, посвященная нательным крестам XVII – начала XX вв. За последние годы значительно возрос интерес к этому образу, что нашло свое отражение в статьях, книгах, альбомах, публикуемых как в нашей стране, так и за рубежом. Лаконичный и в то же время семантически наполненный образ привлекает внимание новых исследователей поистине неисчерпаемым потенциалом для научных изысканий.
В России многие десятилетия тема креста как главного христианского символа находилась под запретом. Лишь в самом конце XX столетия началось возрождение ставрографии, развитие которой успешно шло в XIX в., но было прервано революционными потрясениями.
В. И. Молодин хорошо известен своими публикациями, посвященными данной теме, такими как: «Старообрядческие нательные кресты из Илимской коллекции» (2001), «Кресты-тельники Европы как объект научного изучения» (2003), «Русские серебряные кресты-тельники из коллекции Генри Сиибома» (2004) и др.
Данная монография является большим фундаментальным трудом, итогом многолетней археологической деятельности (В. И. Молодин руководил раскопками Илимского острога в 1973—1975 гг.), а также работы по реставрации памятников и научной обработке полученных данных. Перед нами книга, написанная просто и ясно, что делает содержащуюся в ней информацию доступной и интересной не только ученым-профессионалам, но и широкому кругу читателей, которые увлекаются историей родной страны.
Монография В. И. Молодина посвящена периоду Нового времени. Автор поставил перед собой непростой вопрос об этической стороне раскопок позднего христианского некрополя и нашел единственно верный ответ: «Пусть уж лучше его останки послужат науке, чем будут полностью уничтожены водами водохранилища». Таким образом, многочисленная коллекция нательных крестов XVII – начала XX вв. была сохранена для науки и, в силу сложившихся обстоятельств, лишь через несколько десятилетий всесторонне исследована. Нравственно-этический аспект проведения раскопок некрополей Нового времени, заботивший автора, в некоторых странах не представляет собой проблемы с точки зрения западной традиции. Так, в фондах Военно-исторического музея города Плевны (Болгария) в числе материалов периода Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. представлены личные вещи участников сражений, найденные при проведении раскопок военных захоронений в окрестностях города во второй половине 1950-х – начале 1970-х гг. Обнаруженные иконки, образки, складни, а также кресты, включая и тельники, поступили в музеи, а сами «гробища» были отреставрированы и возвращены на прежнее место или перенесены на новое.
Предисловие, написанное автором книги, настраивает читателя на камерный, задушевный лад, благодаря чему дальнейшее повествование «оживает» и наполняется почти осязаемыми образами. Даже в приведенных статистических данных и в таблицах содержатся не просто цифры – речь идет о судьбах людей: мужчин, женщин, детей, живших нелегкой, полной тягот и лишений жизнью в Сибири.
Особо следует выделить вторую главу монографии В. И. Молодина, в которой обобщаются исторические результаты изучения Илимского острога, полученные исследователями, работавшими с письменными источниками, и археологами, в первую очередь самим автором. Илимский острог уже в XVII в., вскоре после своего основания, становится опорным пунктом славянской земледельческой колонизации. Данные документов Сибирского приказа, а также многочисленные свидетельства, собранные Г. Ф. Миллером, соответствуют итогам палеодемографических наблюдений В. И. Молодина, которые основаны на материалах проведенных им раскопок.
На среднем Енисее, на Лене, а также в междуречье двух великих сибирских рек возник третий (по времени) важный земледельческий район Сибири, который сразу же стал играть существенную роль в ее экономике. Не случайно такие видные отечественные историки, как С. В. Бахрушин, В. И. Шунков, В. Н. Шерстобоев, В. А. Александров, свои труды, основанные на архивных документах, посвятили изучению опыта успешного ведения сельского хозяйства в сложных климатических условиях1. Важной предпосылкой существования илимской пашни, а также миграции в этот район земледельческого населения – крестьян, служилых людей, а позднее и горожан – стало возведение башен и стен Илимского острога, создание всего комплекса построек, необходимых для функционирования как русского острога, так и города в целом. В результате раскопок, проведенных В. И. Молодиным, был найден ценный материал, информирующий ученых об истории Илимского острога и о повседневной жизни его обитателей, даже о таком неординарном явлении, как система водоводов XVII—XVIII вв. Главной темой исследования стали артефакты, которые относятся к духовной жизни православных Илимска. Ученый предпринял первую попытку обобщения и семантической интерпретации столь многообразного «сибирского материала».
1 Бахрушин С. В. Очерки по истории Красноярского уезда в XVII веке // Научные труды. – М., 1959. – Т. IV; Шунков В. И. Очерки по истории земледелия в Сибири. – М., 1956; Шерстобоев В. Н. Илимская пашня. – Иркутск, 1949—1957. – Т. 1–2; Александров В. А. Русское население Сибири XVII – начала XVIII веков (Енисейский край). – М., 1964.Четвертой, основной, главе предшествует анализ социоэтнографического состава населения Илимского острога. Автор выявляет населенные пункты, откуда люди мигрировали в острог. Это дает дополнительный материал для изучения центров изготовления и бытования мелкой пластики – крестов-тельников, найденных в результате раскопок Илимского некрополя. Сама коллекция нательных крестов, насчитывающая 215 экземпляров, систематизирована В. И. Молодиным в соответствии с классификацией, предложенной Э. П. Винокуровой. При этом автор говорит не только об ареале распространения крестов, но и приводит аналоги почти каждому типу изделий Илимской коллекции.
Особенно ценным представляется проведенное автором исследование комплекса надписей и текстов молитв, которые содержатся на нательных крестах. Эти сведения являются важнейшим источником атрибуции и классификации памятников пластики.
Широкий региональный охват аналогов, которые В. И. Молодин приводит для крестов, обнаруженных в Восточной Сибири, помогает исследователю ввести обширную группу нательных крестов в контекст русской христианской культуры. Следует отметить, что работа по систематизации крестов-тельников, осуществленная на столь многообразном материале, является важным научным достижением; ведь эта обширная тема после долгого перерыва, вызванного атеистическими веяниями в нашей стране, вновь начинает разрабатываться отечественными исследователями. Нужно сказать, что обнаружение в далеком сибирском остроге крестов натолкнуло В. И. Молодина на тщательное изучение общеевропейской истории этих христианских артефактов. В результате автор настоящей монографии внес существенный вклад в масштабную постановку проблемы их систематизации и семантики2.
2 Молодин В. И. Европейские кресты-тельники // Ставрографический сборник. Книга третья. – М., 2005. – С. 83—113.Заключительная глава «Крест как архетип и одно из его символических проявлений в христианстве» является самостоятельной теоретической частью интересной и емкой работы, читается легко и содержит массу полезной информации. В ней В. И. Молодин рассуждает о символике креста, обращаясь к теории К. Г. Юнга об архетипах и символах.
Своеобразным украшением книги можно назвать каталог-определитель с великолепными прорисями крестов и подробнейшим их описанием. Подобный каталог может послужить образцом для множества еще не изученных наукой коллекций крестов, находящихся в фондах музеев России и в частных собраниях, поскольку сегодня забыты важные исторические страницы ставрографии, которые требуют нового прочтения.
Н. Н. Покровский, С. В. Гнутова