Боль заразна
Физиология

Боль заразна

Для большинства людей фраза «Я чувствую твою боль» – лишь выражение сочувствия. Но, похоже, боль действительно можно чувствовать. Исследователи из Орегонского университета здоровья и науки (США) обнаружили, что мыши чуют боль других мышей.

Вообще это открытие произошло довольно случайно – ученые занимались совсем другой работой. Они моделировали на мышах синдром отмены алкоголя – имея глобальную задачу найти способ помочь людям преодолевать алкогольную зависимость. Один из распространенных симптомов синдрома – интенсивная боль по всему телу, состояние, которое часто заставляет человека продолжать пить. К сожалению, у мышей этот симптом проявляется слабо, что вызывает вопрос, так ли хороша мышиная модель алкоголизма.

Ученые использовали стандартную методику: экспериментальные мыши могут пить на выбор спиртовой раствор либо воду, и превращаются в алкоголиков. Когда мыши становятся физически зависимыми от алкоголя, спирт у них забирают, после чего развивается синдром отмены. Мыши из контрольной группы, клетки с которыми стояли в той же комнате, пили воду. Затем – пытаясь понять, получилось ли вызвать у мышей болевой симптом отмены, у них разными способами измеряли болевую чувствительность, например, окунали хвосты в горячую воду, и сравнивали с контрольными животными.

Когда результаты не показали различий чувствительности к боли между опытной и контрольной группой, прежде чем сдаваться, ученые решили поставить клетки с контрольными мышами в другую комнату. Поразительно, но в этом варианте уровень болевой чувствительности мышей оказался гораздо ниже, чем у контрольных мышей из предыдущего эксперимента. То есть, когда все мыши сидели в одной комнате, зверьки каким-то образом чувствовали, что их соплеменникам плохо, и сами приобретали повышенную чувствительность к боли.

Известно, что мыши могут чувствовать, точнее, понимать и эмоционально реагировать на боль другой мыши, если они сидят в одной клетке, могут друг друга видеть. Но в данном случае животные находились далеко друг от друга. Чтобы исключить возможность того, что мыши все же находятся в состоянии стресса, и это влияет на их чувствительность к боли, ученые провели ряд стандартных тестов, включая измерение соответствующих гормонов, и показали, что стресс ни при чем.

Тогда они повторили оригинальный эксперимент, увеличив разнообразие болевых раздражителей – еще двум группам животных или делали в лапу инъекцию агента, вызывающего воспаление, или устраивали уже не алкогольную, а морфиновую «ломку». Все подтвердилось: у контрольных мышей, размещенных в той же комнате, где сидели мыши, которые испытывали боль, чувствительность к боли была выше до уровня в 68%, чем у тех, кто сидел в другом помещении. Ученые предположили, что опосредовать этот эффект может запах, и положили в клетки мышей из другой комнаты подстилку из клеток мышей, которым было больно – и вскоре обнаружили у них признаки повышенной болевой чувствительности. То есть, по-видимому, мыши чувствуют боль по запаху.

Экстраполировать эти результаты на человека пока рано. Однако, известно, к примеру, что супруги людей, испытывающих хронические боли, часто имеют повышенную болевую чувствительность. И, хотя тут-то как раз может быть «виноват» стресс, теперь есть еще одно возможное объяснение этому феномену. Возможно, люди, как и мыши, могут чувствовать боль другого человека.