Найдена потенциальная молекулярная мишень для лечения алкогольной зависимости
Физиология
Миндалевидное тело – часть лимбической системы, отвечающей за эмоционально-мотивационное поведение

Найдена потенциальная молекулярная мишень для лечения алкогольной зависимости

Этиловый спирт – самое распространенное психотропное вещество, способное вызвать зависимость. При этом сам алкоголизм вылечить непросто – на сегодня насчитывают только три достаточно эффективных медикаментозных метода терапии. Однако поиски молекулярных мишеней для терапии алкоголизма, похоже, дали многообещающие результаты

По прогнозу ВОЗ, к 2050 г. число страдающих от алкогольной зависимости может превысить 0,5 млрд человек. Но уже сейчас от чрезмерного употребления алкоголя в мире ежегодно умирает около 3 млн, при этом наибольшая смертность – свыше 13% всех случаев – наблюдается в возрасте 20–39 лет. И это не говоря уже об огромном числе травм, психических и поведенческих расстройств и других нарушений здоровья, связанных с алкоголизмом.

Известно, что хроническое воздействие алкоголя вызывает глубокие изменения в работе определенных областей мозга. Так, алкоголь увеличивает активность нейронов миндалевидного тела, а также меняет работу ряда ключевых нейротрансмиттеров (биоактивных химических веществ, участвующих в передаче нервного электрохимического импульса), связанных с реакцией на стресс.

В формировании поведенческой реакции на стресс, а также чрезмерной склонности к алкоголю участвует часть миндалевидного тела, расположенного в височной части головного мозга. Эту мозговую структуру назвали ядро ложа терминальной полоски (BNST). Хронический прием спиртного вызывает гипервозбудимость и повышает активность нейронов BNST, попутно усиливая тревожность, что побуждает принять дополнительную дозу алкоголя.

Ключевым медиатором реакции на стресс является полипептид, активирующий аденилатциклазу гипофиза (PACAP). Этот пептид, действующий в области BNST, при экспериментальном введении вызывает у лабораторных животных тревожное и ангедоническое (связанное со снижением или утратой способности получать удовольствие) поведение. У человека обнаружена связь некоторых вариантов гена PACAP с предрасположенностью к алкогольной зависимости.

Ученые из Бостонского университета (США) провели эксперименты на мышах, у которых был доступ к 20%-му раствору спирта. Эксперимент продолжался 6 недель, в течение которых животные наращивали потребление алкоголя. Как обычно это бывает у грызунов, самки пили больше самцов – значительная разница между полами стала очевидной уже на третий день.

По окончании эксперимента ученые с помощью методов иммуногистохимии обнаружили в тканях BNST повышенный уровень пептида PACAP, а также функционально связанного с ним другого медиатора стресса – пептида, кодируемого геном кальцитонина (CGRP).

На следующем этапе исследования у мышей с помощью методов генной инженерии блокировали нервные пути, ведущие в BNST и работающие с участием PACAP. И оказалось, что такие генно-инженерные мыши, независимо от пола, стали пить алкоголь гораздо неохотнее.

Авторы этой работы уверены, что найдено ключевое звено, отвечающее за злоупотребление алкоголем, и оно может стать молекулярной мишенью для новых методов лечения алкогольной зависимости.

Публикации по теме:

Менделеев и водка: синергия науки и мифа

Русские сибиряки XVIII века и алкоголь. По материалам Второй Камчатской экспедиции

Алкоголь и галлюциногены в жизни коренных народов Сибири