• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
2617
Сколько надо спать, чтобы сесть за руль?
Общество

Сколько надо спать, чтобы сесть за руль?

Согласно правилам дорожного движения, управлять автомобилем в состоянии сильной усталости запрещено. Но как распознать ту грань, за которой уже нельзя? Ученые, систематизировав имеющуюся информацию о связи между длительностью сна и риском попасть в аварию, дали на этот счет простой совет

В наши дни причиной примерно каждой пятой автомобильной аварии – по крайней мере, в странах западного мира, – является усталость водителя. В отличие от числа аварий в результате употребления спиртных напитков, которое значительно уменьшилось за последние годы, ситуация с усталостью и недосыпом существенно не меняется.

Что касается мер контроля, то с алкоголем все относительно просто: его уровень можно легко измерить и задать порог, при превышении которого садиться за руль нельзя. Но как определить степень усталости?

Есть идея, что таким измеряемым показателем может быть число часов сна в течение суток перед вождением. Соответственно, для контроля следует ввести пороговый уровень этого показателя. Исследования, в которых пытались проверить адекватность такого подхода, существуют, однако в реальной жизни он пока не прижился.

Известен лишь один прецедент: в американском штате Нью-Джерси с 2003 г. законодательно введена норма, позволяющая привлекать к ответственности виновников дорожно-транспортных происшествий, если они не спали в течение суток и больше. Эта норма была введена после наезда сонного водителя на пешехода, при этом сутки бодрствования были приравнены к 0,1 промилле алкоголя в крови.

Чтобы оценить влияние недосыпа на риск попасть в дорожно-транспортную аварию, ученые из Квинслендского университета (Австралия) отобрали и проанализировали 61 исследование, удовлетворяющее определенным методическим и другим критериям. Так, в выборку попали экспериментальные исследования, в которых сравнивали навыки вождения человека в обычной ситуации (рекомендованный сон 7–9 часов в день) и при депривации (снижении) сна. Также были отобраны работы, где был проведен анализ реальных данных об участии в ДТП людей, к примеру, водителей-дальнобойщиков.

Обобщив все эти данные, ученые выяснили, что повышенный (примерно на 30%) риск аварий характерен уже для водителей, которые спали перед вождением 6–7 часов – по сравнению с теми, кто спал 8 и более часов. Сон же менее 4–5 часов вдвое увеличивает риск попасть в ДТП, как и в случае концентрации алкоголя в крови водителя, равном 0,05 промилле.

Весь вопрос в том, как дорожный патруль сможет проверить, сколько водитель спал и насколько он утомлен: маркера «усталости» пока нет и никакой анализ крови не сможет это показать. Но тем водителям, которые сами затрудняются оценить свое состояние и при этом не хотят попасть в аварию, могли бы помочь четкие рекомендации по оценке способности вести автомобиль. Пока же можно дать лишь совет: если вы спали меньше 5 часов, лучше не садитесь за руль.

Фото: https://openclipart.org

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!