• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
144
Даже двухдневный младенец знает, что «меньше» – это слева, а «больше» – справа
Физиология

Даже двухдневный младенец знает, что «меньше» – это слева, а «больше» – справа

Известно, что большинство людей пространственно воспринимает числовой ряд таким образом, что маленькие числа оказываются слева, а большие – справа. Исключение – люди тех культур, в языках которых (например, в иврите) принято писать и читать справа налево. Для них маленькие числа будут располагаться справа. Способность соотносить числовой ряд с пространством необходима человеку для освоения основных понятий математики, но до сих пор было неизвестно, врожденная она или приобретается в течение жизни. Чтобы ответить на этот вопрос, ученые из французского Университета имени Рене Декарта (Париж V) провели эксперименты с участием новорожденных детей

Понять, что происходит в голове новорожденного, непросто, однако исследователям удалось придумать серию аудиовизуальных тестов, по результатам которых можно с достаточной уверенностью судить о реакции ребенка на предложенную задачу. Всего в экспериментах приняли участие 80 младенцев возрастом около 2-х дней. Сначала детям проигрывали запись повторяющихся слогов типа «ба» или «та». Запись состояла из 6 или 18 слогов, и одновременно на экране монитора показывали прямоугольник – короткий, если слогов было шесть, и длинный, если восемнадцать.

После этого тем детям, которые слушали короткую запись, включали длинную, из 18 слогов, и при этом показывали на экране два последовательно расположенных длинных прямоугольника. Тем, кто исходно слушал длинную запись, наоборот, соответственно, включали короткую и показывали два коротких прямоугольника. Гипотеза заключалась в следующем: если ребенок ассоциирует короткую запись с положением «слева», он при ее прослушивании будет смотреть на левый короткий прямоугольник, и, соответственно, при прослушивании длинной записи, будет смотреть на правый длинный прямоугольник.

Действительно, дети, которые слушали длинную запись, в среднем примерно вдвое дольше смотрели на длинный правый прямоугольник, чем на левый, и наоборот. Кстати сказать, эффект достигался только при четком отдельном звучании нескольких слогов; при прослушивании просто долгих или коротких звуков различий между левыми и правыми прямоугольниками младенцы не делали.

Эти эксперименты, в принципе, не доказывают, что свойство связывать числовой ряд с пространством является врожденным: есть мнение, что даже нескольких часов жизни может быть достаточно для его формирования. Тем не менее эти результаты показывают, что это свойство присуще человеку уже с самого раннего возраста.

Фото: https://pixabay.com/ru

Подготовила Мария Перепечаева

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!

comments powered by HyperComments