У взрослых «долго» – когда «скучно», у детей – наоборот
Помните, каким долгим было лето в детстве – и как быстро оно пролетает сейчас, когда мы выросли? Почему с возрастом восприятие времени так меняется? Чтобы понять этот феномен, ученые провели эксперимент с участием детей и взрослых и получили неожиданные результаты
То, что восприятие времени у человека с возрастом меняется, – неоспоримый факт, с которым сталкивается большинство. Исследователи под руководством специалистов из Университета им. Лоранда Этвеша (Венгрия) попробовали экспериментально изучить факторы, влияющие на этот субъективный показатель.
Ученые сформировали три группы разного возраста: дети 4–5 лет и 9–10 лет, а также взрослые от 18 лет и старше. Во время эксперимента участники должны были просмотреть два минутных видеоролика, нарезанных из популярного мультсериала. Ролики были сбалансированы по всем визуальным и акустическим характеристикам кроме одной – числа происходящих в них событий.
В первом ролике событий было много: полицейский спасал пострадавших, арестовывал преступников… В другом событий практически не было: на экране несколько преступников в лодке монотонно гребли веслами, убегая от правосудия.
После просмотра испытуемым надо было ответить на вопрос: какой из роликов был длиннее? И здесь случилась неожиданность: оценки детей и взрослых оказались противоположными. Более 2/3 дошкольников воспринимали более длинным первый ролик, насыщенный событиями, а 3/4 взрослых – второй, «скучный». Ответы участников средней возрастной группы позволили оценить время точки перегиба восприятия времени: возраст около 7 лет.
Как можно объяснить эти результаты? В рамках существующих моделей восприятия времени предполагается, во-первых, что существуют «внутренние часы», работу которых обеспечивают нейроны-«ритмоводители». При этом эти нервные клетки могут менять свою работу при возбуждении, изменении температуры тела или уровня нейромедиатора дофамина в мозге. Во-вторых, есть мнение, что изменение восприятия времени зависит от модуляции внимания. Но в данном случае ни одна из этих моделей не подходит.
Исследователи обратились к эвристике – области, изучающей специфику созидательной деятельности. В частности, к мысленным ярлыкам, позволяющим быстро принимать решения, не имея полной информации. В этом смысле «длинное видео» – это то, «о котором можно поговорить подольше». И очевидно, что 5-летний ребенок сможет дольше рассказывать о событиях в первом видео, чем во втором, где герои монотонно гребут веслами. С этой точки зрения первый ролик для него будет длиннее.
Другими словами, у маленьких детей восприятие времени – событийное. Оперирование событийным временем характерно также для ряда культур, живущих в изоляции от окружающего мира (например, некоторых индейских племен). Но в западной культуре принята концепция «абсолютного ньютоновского времени», не зависящего от наблюдателя, для оценки которого мы используем часы. И хотя современная физика фактически отказывается от этого понятия, мы сверяем с ним все события своей повседневной жизни – когда назначаем деловую встречу и отправляемся на работу, спешим на свидание или на обеденный перерыв...
Когда же наше внимание занято (например, просмотром захватывающего фильма), мозг может пропускать подобный «цикл поверки», так что нам кажется, что время пролетело очень быстро. И напротив: когда мы чего-то ждем или нам скучно, мы чаще смотрим на часы – тогда время «ползет медленно».
Дети знакомятся с понятием абсолютного времени примерно в возрасте 5–10 лет, на который и приходится обнаруженная учеными «точка перегиба». Именно в это время ребенок начинает ощущать, что бессобытийное, «скучное» времяпрепровождение длится долго. И это ощущение останется с ним на всю жизнь.
Фото: https://pxhere.com