«Грязное» или «чистое» – для аллергии без разницы?
Физиология

«Грязное» или «чистое» – для аллергии без разницы?

По самым скромным подсчетам, тем или иным аллергическим заболеванием в наши дни страдает около трети человечества, то есть примерно 2 млрд человек. Одно из объяснений этого всплеска предлагает «гипотеза о гигиене», сформировавшаяся в последние десятилетия. Однако результаты недавних исследований говорят о том, что она как минимум справедлива не всегда

Аллергия – это патологическая, чрезмерная реакция иммунной системы на воздействие таких обычных факторов окружающей среды, как пищевые продукты, пыльца растений, лекарства, пыль, плесень, даже солнечный свет! Считается, что возникает она на фоне генетической предрасположенности в неблагоприятных условиях, среди которых – высокое загрязнение воздуха, сильный стресс, неправильное питание, низкая физическая активность, чрезмерное употребление антибиотиков и др.

«Гипотеза о гигиене» подразумевает, что риск развития аллергии можно понизить, если в раннем возрасте активно контактировать со всеми компонентами окружающей среды, в первую очередь с микроорганизмами. Другими словами, не надо помещать маленького ребенка в «стерильные» условия – его иммунная система должна научиться правильно реагировать на опасности окружающего мира, как она это делала в течение долгих тысяч лет эволюции нашего вида.

Конечно, возник вопрос о молекулярных механизмах предотвращения аллергических реакций в условиях плотного контакта с микроорганизмами. Исследования показали, что некоторые инфекции могут снижать выработку антител к аллергенам и изменять поведение иммунных Т-клеток, участвующих в аллергии; кроме того, полезные бактерии, обитающие в нашем кишечнике, могут влиять на воспалительные процессы в организме, а их дисбаланс – провоцировать некорректную работу иммунной системы.

Сейчас ученые под руководством исследователей из Каролинского института (Швеция) сравнили, как развивается аллергический иммунный ответ у «грязных» диких мышей, у которых имеется набор патогенов, встречающихся в природе, и у генетически идентичных «чистых» лабораторных мышей, свободных от специфических патогенов.

Однако мыши с высоким уровнем взаимодействия с инфекциями в раннем возрасте оказались также не защищены от развития патологических аллергических иммунных реакций, как и «чистые» мыши. Ученые не нашли различий и на уровне работы антител или иммунных Т-клеток.

Эти результаты все же не следует интерпретировать как полный разгром «гипотезы о гигиене»: ученые говорят, что, возможно, в определенных условиях эта гипотеза верна, но не является общим правилом. Между тем в клинических испытаниях уже предпринимаются попытки лечить пациентов, страдающих воспалительными заболеваниями, с помощью микроорганизмов, например путем фекальной трансплантации. Но эта область исследований еще очень молода, и вряд ли здесь следует ожидать бесспорных результатов. Ведь даже у мышей не все так однозначно, как считалось.

Фото: https://creazilla.com