• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
364
Дети изобрели новый язык жестов… за полчаса
Филология

Дети изобрели новый язык жестов… за полчаса

Как быстро можно создать совершенно новый язык общения – за дни, месяцы, годы? Исследователи из Германии наблюдали, как маленькие дети общаются по Skype с отключенным звуком и обнаружили, что они буквально за минуты изобрели примитивный, но эффективный язык жестов, который имеет все основные черты уже существующих языков

Сегодня на планете насчитывается более шести тысяч языков, которые развивались в течение тысячелетий. Но некоторые новые языки сформировались буквально на наших глазах: например, полноценный язык жестов глухих людей. Интересно, что глухие дети слышащих родителей, не владеющих языком жестов, создают свои системы общения с ними, несущие черты разговорного языка. Это означает, что языковое общение может возникнуть даже без предварительно имеющейся языковой модели. Кстати, тот факт, что в подобных случаях используется язык жестов, доказывает, что человеческая языковая коммуникация начиналась именно с такого общения. 

Дети учат язык жестов

Чтобы изучить само начало возникновения языка жестов, ученые смоделировали этот процесс в экспериментах, в которых участвовали около 200 детей в возрасте от трех до восьми лет. Находясь в соседних комнатах, дети общались по Skype с выключенным звуком, стараясь передать друг другу содержание различных картинок, которые им показывали. Сначала детям показывали изображения простых предметов, но затем задачи становились все сложнее. Например, надо было жестами объяснить такое абстрактное понятие, как «ничего», которое обозначал чистый лист бумаги.

Так как попытка читать по губам не удалась, дети стали придумывать жесты, которыми обозначали предметы и понятия. В трудных случаях экспериментаторы давали им подсказки, но они требовались в основном лишь трех- и четырехлетним участникам, остальные справлялись самостоятельно. К примеру, при передаче понятия «ничего» они стояли неподвижно или покачивали головой, и партнер обычно правильно понимал смысл сообщения. 

Столкнувшись со сложными понятиями, дети начали структурировать свои жесты грамматически. При этом порядок слов не походил на тот, который используется в их родном немецком языке. Так подтвердилось предположение, что грамматическая структура языка жестов и разговорной речи не связаны между собой. 

Результаты этой работы доказывают, что языковые коммуникационные системы могут быстро возникать в процессе социального взаимодействия. И даже очень быстро – дети справились с этой задачей за 30 (!) минут! При этом все жесты легко понимались, запоминались и в дальнейшем использовались их партнерами, а со временем становились все более условными, что облегчало их запоминание и использование.

Фото: https://www.piqsels.com и https://www.flickr.com

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!