Лактобактерии пробиотиков могут попадать в кровь и вызывать ее заражение
Медицина
Lactobacillus paracasei, сканирующая электронная микроскопия

Лактобактерии пробиотиков могут попадать в кровь и вызывать ее заражение

Все мы наслышаны о пользе пробиотиков – продуктов с живыми микроорганизмами, восстанавливающими кишечную микрофлору. Сегодня эти полезные бактерии широко используют и как лекарства, и как профилактическое средство – их добавляют не только в кисломолочные продукты, но и в мороженое и даже в конфеты. Но иногда на фоне приема пробиотиков состояние здоровья не улучшается, а ухудшается: попадая в кровь, такие бактерии могут провоцировать сепсис

Большую часть нашего микробиома – сообщества симбиотических микроорганизмов, обитающих в теле человека, представляют бактерии желудочно-кишечного тракта, вес которых составляет 1–3 кг. Кишечная микрофлора выполняет жизненно важные функции, участвуя в работе пищеварительной и иммунной систем, а также в производстве витаминов, гормонов и других биологически активных веществ. Нарушения в составе и численности этого сообщества в результате приема антибиотиков, неправильного питания, психологического или физического стресса способствуют развитию различных хронических и дегенеративных заболеваний, включая ревматоидный артрит и некоторые виды рака.

Один из подходов к лечению подобных расстройств – использование полезных микроорганизмов (чаще всего лакто- и бифидобактерий), которые при попадании в организм в достаточных количествах препятствуют распространению потенциальных патогенов и восстанавливают нормальный микробный баланс желудочно-кишечного тракта, улучшая общее состояние человека. В наши дни такие бактериальные пробиотики завоевывают все большую популярность по всему миру и продаются в виде лекарств и пищевых добавок, а также напитков, детских смесей и т. п.

Пробиотики эффективно работают при таких заболеваниях, как инфекционная или антибиотико-связанная диарея, язвенный колит. Их также используют при терапии тяжелых больных для профилактики инфекционных осложнений. Однако иногда у таких больных развивается сепсис (системная воспалительная реакция на инфекцию – «заражение крови»), а в крови обнаруживаются лактобактерии. Есть предположение, что источником этих бактерий могли быть пробиотики, однако прямых доказательств этому до недавнего времени не было. К тому же эти бактерии в большом количестве присутствуют в нормальном микробиоме человека.

Сейчас ученые из США и Израиля сравнили содержание лактобактерий Lactobacillus rhamnosus в крови около 2,5 тыс. пациентов отделения интенсивной терапии Бостонской детской больницы. Эти бактерии являются компонентом пробиотика, который принимали 522 больных. Оказалось, что лактобактерии присутствовали в крови у 6 (1,1%) таких пациентов, но лишь у 2 (0,009%) больных, не получавших пробиотик. Очевидно, что прием пробиотиков увеличивает вероятность проникновения лактобактерий в кровь, хотя такое событие случается и не часто.

Секвенирование (определение последовательности ДНК) бактериальных геномов показало, что лактобактерии из крови людей, получавших пробиотик, имели «пробиотическое» происхождение. В организме человека эти бактерии мутировали, в частности, у одного из пациентов приобрели мутацию, благодаря которой стали устойчивы к антибиотику рифампицину, которым его лечили. При этом лактобактерии из крови людей, не получавших пробиотик, принадлежали к другим штаммам.

Как именно пробиотические лактобактерии попадают в кровеносные сосуды, пока неясно. Ясно только, что в данном случае они принесли несомненный вред, так как усложнили процесс выздоровления и без того тяжелых больных. Необходимы новые детальные исследования, которые позволят оценить риски при приеме пробиотиков у конкретного человека.

Пробиотики

Кстати сказать, в качестве пробиотиков можно использовать не только привычные бактерии, но и бактериофаги – вирусы, которые «прицельно» убивают конкретные бактериальные патогены. При этом фаги абсолютны безопасны как для человека, так и для полезных представителей микробного сообщества. Фагобиотики можно использовать, к примеру, для профилактики острых кишечных инфекций, вызываемых шигеллами. Теоретически их можно применять и для профилактики некоторых неинфекционных заболеваний, развитие которых могут провоцировать некоторые представители кишечной микрофлоры.

Фото: https://commons.wikimedia.org и https://www.flickr.com