Древние свиньи с Ближнего Востока битву на столе «проиграли»  европейским кабанам
Дикая свинья (Sus scrofa) с потомством

Древние свиньи с Ближнего Востока битву на столе «проиграли» европейским кабанам

Первые одомашненные свиньи, согласно археологическим данным, появились около 10 тыс. лет назад на Ближнем Востоке. Однако современные домашние свиньи генетически близки не к ближневосточным, а к своим европейским диким сородичам. И сейчас ученые выяснили, каким образом это произошло

Сельское хозяйство начало активно развиваться на Ближнем Востоке около 12,5 тыс. лет назад, а еще через 4 тыс. лет оттуда в Европу пришли многие популярные сегодня одомашненные растения и животные. Это были злаки и бобовые, овцы и козы, крупный рогатый скот и свиньи… Но если предковые виды домашних овец и коз никогда не встречались в Европе, то дикие кабаны обитали на большей части Евразии.

Поэтому вопрос о происхождении современных домашних свиней, в геноме которых на удивление мало генов ближневосточного происхождения, долгое время оставался без ответа. Может быть, европейские кабаны были одомашнены независимо от ближневосточных? Однако против этого предположения говорят археологические данные о размерах зубов этих животных.

Чтобы решить эту проблему, группа ученых во главе с исследователями из Оксфордского университета изучили и сравнили ДНК современных и древних свиней (более 2 тыс. образцов митохондриальной ДНК и 63 – ядерной). Оказалось, что далекими предками современных европейских свиней действительно были животные, одомашненные на Ближнем Востоке. Но уже к концу неолита, около 5 тыс. лет до н.э., доля ближневосточных генов в их геноме снизилась более чем вполовину, и в настоящее время составляет не более 4%. Больше всего этих генов сохранилось у пород из Италии, Венгрии и Испании: в этих странах местные свиньи не скрещивались с китайскими в рамках программ по улучшению породы, которые практиковались в XIX в.

Каким же образом произошла такая почти полная генетическая «подмена»? В результате скрещивания между ближневосточными домашними и европейскими дикими свиньями и последующего искусственного отбора. Очевидно, селекция шла в основном по признакам, характерным именно для европейских кабанов. Как следствие, генетические варианты, по которым в течение первых 2,5 тыс. лет одомашнивания вели отбор ближневосточные «селекционеры», были практически утеряны. Одно из исключений – мутация, определяющая черный или черно-белый пятнистый окрас свиней, которая возникла еще на Ближнем Востоке.

Частичное замещение генома в результате скрещивания между местными дикими популяциями и завезенными домашними животными наблюдалось у многих видов. Но лишь у свиней оно оказалось столь велико, что ученые назвали его беспрецедентным.