Трудные роды у человека – результат как минимум двух эволюционных компромиссов
Цветная литография женского таза. Анатомический атлас Ch. W. Cathcart and F. M. Caird (Edinburgh: Johnston, 1885)

Трудные роды у человека – результат как минимум двух эволюционных компромиссов

Человеку непросто появиться на свет: голова новорожденного слишком велика для родовых путей матери, и иногда без медицинской помощи роды могут окончиться плачевно. Недавно ученые предложили новую гипотезу, объясняющую, почему у женщин нашего вида эволюционно закрепился именно узкий таз

Как это ни удивительно, но, по мнению ученых, ширина женского таза, т.е. родового канала, находится под давлением двух разнонаправленных векторов естественного отбора. И то, что мы имеем на сегодня, – это своего рода эволюционный «компромисс». И если с более широким тазом все более-менее понятно, то какая может быть польза от узкого?

Долгое время считалось, что относительно узкий таз обусловлен прямохождением, которое «запрещает» его дальнейшее расширение. Но сейчас ученые из Австрии и США предлагают другое объяснение. По их мнению, узкий таз обеспечивает лучшую функциональность мышц тазового дна (промежности), поддерживающих внутренние органы малого таза, а также развивающийся плод. Соответственно, более широкий таз связан с риском опущения органов малого таза и недержания мочи. Однако доказать эту гипотезу оказалось непросто.

Сейчас ученые создали компьютерные модели тазового дна человека с разной конфигурацией и в более широком диапазоне изменчивости по сравнению с реальной человеческой популяцией. С их помощью они исследовали процесс деформации мышц в разных вариантах тазовых костей, учитывая такие факторы риска, как возраст, число родов и т.п. Оказалось, что с точки зрения биомеханики узкий таз действительно более выгоден в отношении поддержки органов и плода, даже несмотря на возможные трудности при родах.

Исследователи также обнаружили, что мышечное тазовое дно становится устойчивее к изгибу и растяжению с ростом толщины самих мышц, что может частично компенсировать деформацию из-за увеличения родовых путей. Однако такое «толстое» тазовое дно требует слишком высокого внутрибрюшного давления для того, чтобы протолкнуть ребенка через родовые пути. Так что по этому пути отбор не пошел.

Резюме: способ, с помощью которого мы появляемся на свет, теперь представляется еще большим эволюционным компромиссом. И, честно сказать, даже не хочется думать, как нам пришлось за него заплатить.