Как показали эксперименты на жуках-могильщиках, у заботливых родителей дети вырастают менее зубаcтыми
Черноусый могильщик (Nicrophorus vespilloides)

Социальные взаимодействия между животными одного вида – важный фактор эволюционного процесса. К примеру, антагонистические взаимодействия порождают эскалацию биологической «гонки вооружений» - одного из самых мощных двигателей эволюции. Результаты этого процесса, такие как непомерно большие оленьи рога, хорошо заметны, но вот какой эффект дает, скажем, чрезмерная забота о потомстве? Чтобы ответить на этот вопрос, британские исследователи  протестировали две модели родительского поведения на нескольких поколениях жуков-мертвоедов

В названии этих жуков отразилась их «профессиональная» деятельность: черноусые могильщики закапывают в землю мертвых мышей, птиц и других мелких позвоночных. Правда, делают это они не по долгу службы, а заботясь о своем потомстве: мертвые животные представляют собой укромные и к тому же съедобные «гнезда». Обычно супружеская пара жуков проводит даже предпохоронную обработку тушки, удаляя с нее волосяной (перьевой) покров, обрабатывая слюной и экскрементами, замедляющими разложение, и прокусывая отверстия-входы.

Как правило, и после появления на свет личинок родители не бросают детей на произвол судьбы и даже кормят пережеванным мясом «изо рта в рот». При этом даже внутри одного вида степень заботы о потомстве варьирует, и личинки могут в принципе выжить и вовсе без родителей.

Зоологи из Кембриджского университета (Великобритания) работали с двумя экспериментальными популяциями жуков, в которых в течение 13 поколений моделировался разный уровень родительской опеки. В первой популяции родителей изымали до вылупления личинок, которые были вынуждены питаться самостоятельно. Во-второй, напротив, жукам-родителям предоставлялась возможность активно заботиться о потомстве.

По ходу эксперимента исследователи начали обнаруживать удивительные вещи. Оказалось, что у личинок, окруженных родительской заботой, развивались более мелкие мандибулы (верхние челюсти), чем у тех, кто был вынужден самостоятельно в прямом смысле прогрызать свой путь наверх. Нужно уточнить, что мандибулы жизненно важны для питания личинок, и если «благополучные» личинки вдруг, паче чаяния, останутся одни, то небольшой размер челюстей может негативно отразиться на их выживании.

Конечно, в дикой природе все далеко не так однозначно, как в лаборатории. Одни жуки менее заботливы, другие – более, в результате чего средний внутрипопуляционный размер мандибул остается достаточно крупным, как будто насекомые на всякий случай приготовились к худшему сценарию развития событий.

Что касается экспериментальных популяций жуков, то сейчас живет уже 35-е поколение, которое демонстрирует, что на эволюционном уровне чрезмерная родительская забота может привести к нежелательным последствиям. Собственно говоря, чтобы утвердиться в справедливости этого вывода, нам не нужно далеко ходить.

Фото: https://ru.wikipedia.org