Любопытен, как орангутан

Любопытен, как орангутан

Люди любят изучать новое, а десятилетия исследований наших ближайших ныне живущих «родственников» – человекообразных обезьян показали, что в неволе шимпанзе, гориллы и орангутаны охотно исследуют незнакомые объекты. Однако в дикой природе такое поведение наблюдается редко. Сейчас ученые в полевом эксперименте установили факторы, которые делают орангутанов склонными к исследовательскому поведению

Считается, что любопытство – одна из черт, позволивших человеку стать человеком разумным. Продукты человеческого любопытства – исследование, обучение, внедрение новшеств. Чтобы понять, как эти поведенческие образцы стали присущи нашему виду, их изучают у человекообразных обезьян.

Ученые под руководством специалистов из Института поведения животных им. Макса Планка (Германия) наблюдали за поведением диких орангутанов (Pongo abelii) при их первой встрече с незнакомым объектом. Они работали на базе исследовательской станции Суак-Балимбинг на о. Суматра, где за десятилетия существования станции местные орангутаны привыкли к присутствию людей и позволяют наблюдать за собой с близкого расстояния.

Чтобы оценить любопытство орангутанов, около десяти лет назад ученые разбросали в лесу различные посторонние предметы: ярко-красные флаги, пластиковые цветы и фрукты, мягкие игрушки. Однако обезьяны их избегали. Тогда исследователи создали объект, который не должен был пугать орангутанов, так как был им знаком, но одновременно имел и элементы новизны. Таким объектом стало бревно с дуплом, куда положили местный лесной мед. И само дупло, и еда были для обезьян знакомыми вещами, но в сочетании речь шла о непривычном для них способе добычи пищи.

На этот раз 21 из 23 участвовавших в экспериментах орангутанов обратили внимание на экспериментальное бревно. Они проводили рядом с новым объектом в среднем по полчаса, рассматривали его, иногда приближались и прикасались. При этом прикосновение часто (в 43% случаев) осуществлялось не пальцами, а каким-нибудь инструментом, например, палкой.

Если еды было достаточно, то обезьяны чаще просто наблюдали, зато голод делал их менее осторожными. Однако самым сильным фактором, влияющим на любопытство животных, оказался их возраст. Чаще наблюдали и подходили к бревну с медом молодые неполовозрелые особи. При этом они сильнее боялись нового объекта, что выражалось в более возбужденном поведении. По словам ученых, высокий уровень интереса к новому у детенышей способствует обучению, а высокий уровень страха перед ним делает изучение окружающей среды более безопасным.

Кроме того, орангутан с большей вероятностью подходил к бревну, если видел, что одновременно то же самое делает и другая особь. Ученые особо выделяют этот социальный фактор, ведь орангутаны считаются наименее общительными из всех человекообразных обезьян, и все же присутствие еще одного сородича увеличивает их любопытство.

Эти результаты подтвердили бытующее мнение, что орангутаны в дикой природе не отличаются стремлением познавать новое. Причина может быть в том, что они живут в местах, где редко что-то меняется, и потенциальный риск изучения нового объекта выше потенциальной награды за него. С другой стороны, этот эксперимент показал гибкость поведения орангутанов: при определенных условиях любопытство все же появляется.

Вероятно, что способствовать закреплению положительной реакции на новое в процессе эволюции может долгое детство и возможность полагаться как на сородичей, так и на благоприятную окружающую среду.