2042
Есть или не есть мясо? Перед неандертальцем такой выбор не стоял
Археология
Челюсть неандертальца из пещер Арси-сюр-Кюр (Франция) (слева); природный парк «Заповедник ледникового периода» (Германия) (справа)

Есть или не есть мясо? Перед неандертальцем такой выбор не стоял

Современное человечество отличается крайним разнообразием спектров питания и пищевых предпочтений. Но на чем «выросли» наши далекие предки? Традиционно считается, что, к примеру, неандертальцы, как настоящие мачо, предпочитали мясо, которое они добывали, охотясь на крупную травоядную добычу. Но так ли это было на самом деле? В последнее время гипотеза исключительного «мясоедения» неандертальцев подверглась сомнению из-за находок многочисленных свидетельств потребления ими растений. А ведь есть еще и рыба, грибы

Представление о том, чем питался при жизни тот или иной древний индивид, можно получить, определив в коллагене его костной ткани соотношение двух стабильных изотопов атмосферного азота: 15N и 14N. При переходе на более высокий уровень в пищевой пирамиде это соотношение возрастает.

У европейских неандертальцев, живших около 50 тыс. лет назад, изотопный показатель оказывается высоким – часто даже еще более высоким, чем у их «соседей», плотоядных млекопитающих (гиен, волков и лис). Это дало основания считать, что эти первобытные люди были хищниками и питались мясом крупных травоядных животных. У людей современного физического типа эпохи верхнего палеолита, проживавших на этих же территориях, величина изотопного соотношения лежит в более широком диапазоне, чем у неандертальцев: более высокие значения обычно интерпретируются как свидетельство питания рыбой и ракообразными по аналогии с другими известными «рыбоядами».

Однако в последние годы чисто плотоядный рацион неандертальцев стал подвергаться сомнению. Во-первых, высокие значения его изотопного отношения могли быть связаны с основным источником мяса – мамонтом, в тканях которого содержится больше 15N, чем у других травоядных. Аналогичный эффект могло дать и регулярное потребление богатых белком грибов, пресноводной рыбы, подпорченного (сброженного) мяса, приготовленной на огне пищи, а также питание исключительно молодыми особями или плотоядными животными. Наконец, исследования зубного камня ископаемых зубов неандертальцев дали свидетельства, что они не чурались и растительной пищи. К тому же есть мнение, что во время перехода от среднего к верхнему палеолиту изменился климат, что привело к повышению изотопного отношения у растений.

Группа ученых во главе со специалистами из Института эволюционной антропологии им. Макса Планка (Германия) исследовала найденные на территории Франции останки двух неандертальцев, для которых ранее были выявлены очень высокие значения изотопного отношения. Это был корень постоянного зуба, найденный в пещере Ле Котт, дентин которого сформировался в возрасте 4–8 лет, а также кость годовалого младенца из пещеры Грот-дю-Рен. Ученые использовали метод изотопного анализа индивидуальных соединений (CSIA), позволяющий изучить соотношение изотопов азота и углерода не просто в белковом образце, но в отдельных аминокислотах, из которых белки состоят. Этот метод дает более точную информацию об источниках пищевого белка в течение жизни индивида, в том числе позволяет ответить на вопрос по поводу их происхождения (наземного или водного) и оценить вклад растительной пищи в индивидуальные диеты.

В результате все гипотезы относительно неандертальской диеты, помимо «традиционной», были отвергнуты: было доказано, что и неандерталец из Ле Котт, и мать грудного ребенка из Грот-дю-Рен питались преимущественно мясом крупных травоядных млекопитающих. И это были не мамонты, а, скорее всего, северные олени и, возможно, лошади, что подтверждается зооархеологическими данными. Что касается потребления других продуктов, в том числе растительного происхождения, то оно скорее всего было эпизодическим.

Таким образом, несмотря на все перемены климата, окружающей среды и связанные с ними изменений фауны, на всем протяжении среднего палеолита неандертальцы оставались верны своим стейкам из крупной травоядной дичи. Может быть, назревшая необходимость отказаться в критические времена от мясного изобилия и взять в руки удочку или мотыгу и послужила одной из причин их вымирания?