Генетический «паспорт» Америки
Общество

Генетический «паспорт» Америки

Данные генетики и палеогенетики говорят о том, что на протяжении всей истории человечества его разные представители смешивались между собой, включая архаичных людей и людей современного физического типа. Но исследования такого смешения обычно акцентируют на Евразии – в этом смысле об Америке известно много меньше. Частично закрыть эту «брешь» помогло исследование, посвященное изучению распределения архаичных вариантов в геномах местного населения

В отличие от Африки – колыбели человечества, на Американский континент люди пришли сравнительно недавно.

Судя по всему, первыми американцами, которых ученые называют прото-палеоэскимосами, были «мигранты» из Сибири – около 14,5 тыс. лет назад они перешли туда через Берингов перешеек, соединявший в то время Евразию и Северную Америку. Позже в районе Северо-Восточной Сибири и Северной Америки случилось несколько волн миграций, причем в обе стороны, в результате генеалогическое древо местных народов изрядно запуталось.

Среди совсем недавних, по историческим меркам, миграций – европейская колонизация Америки, начавшейся с ее открытия Колумбом в 1492 г., а также большой приток африканцев вследствие трансатлантической работорговли в XVI-XIX вв. Это привело к формированию на Американском континенте смешанного населения, предки которого происходили с разных континентов.

В результате всех этих миграций американцы смешанного происхождения имеют второй – после африканцев – уровень показателей генетического разнообразия, включая число архаичных вариаций. Причем геном каждого такого современного американца отличается разным вкладом генов предков африканского, европейского и коренного американского происхождения.

Юные представители смешанных популяций Американского континента. © CC BY-SA 2.0/Rod Library и itslorenahx33

Известно, что в геномах многих наших современников встречаются гены архаичных людей – неандертальцев и денисовцев. Так, в неафриканских популяциях, в первую очередь из Восточной Азии, доля неандертальских генов составляет 1–4%. Неандертальская примесь обнаруживается и в некоторых африканских популяциях, где она появилась в результате смешения местного населения с евразийцами, мигрировавшими обратно в Африку.

Наибольшая (до 5%) доля денисовских генов обнаружена у жителей Океании. У выходцев из Южной и Восточной Азии их меньше, а у европейцев – очень мало. Известно, что коренные американцы имеют примерно такую же пропорцию архаичных генетических «примесей», как и выходцы из Восточной Азии.

При изучении смешанных популяций американцев ученые из Мексики и США использовали данные международного проекта «1000 геномов», собранные для создания подробного каталога генетических вариаций человека. Они проанализировали данные о геномах нескольких плохо изученных смешанных популяций Северной и Южной Америки, включая колумбийцев из Медельина, лиц мексиканского происхождения из Лос-Анджелеса, перуанцев из Лимы и жителей о. Пуэрто-Рико.

Как и ожидалось, африканское происхождение ассоциировалось с небольшой долей архаичных вариантов генов. Неандертальские генные варианты говорили о происхождении от европейцев, тогда как денисовские в основном были связаны с происхождением от коренных американцев, что отражает общность происхождения их и азиатов. Впрочем, до европейской колонизации коренные американцы, по-видимому, имели больше архаичных генов.

Но иногда такой перенос «чужеродного» генетического материала мог приводить к отбору в пользу архаичных вариантов, которые оказывались адаптивными. Исследователям удалось идентифицировать несколько древних генных вариантов, часто встречающихся в смешанных популяциях Америки, но редко – в популяциях Восточной Азии. Эти гены были связаны с работой иммунной системы, обменом веществ и развитием мозга.

Результаты подобных исследований важны с медицинской точки зрения для людей из смешанных популяций: известно много примеров, когда уникальные генетические варианты могут взаимодействовать неожиданным образом, когда оказываются в геноме у одного человека. Кроме того, генные варианты, которые были адаптивными в прошлом, в современных условиях могут оказывать негативное влияние на здоровье их носителя.

Актуальность всех этих вопросов возрастает благодаря интенсивному перемешиванию человеческих популяций благодаря высокой мобильности современных людей. Необходимо следить за тем, как формируются новые источники изменчивости и каков их адаптивный потенциал.

Фото: https://www.pickpik.com