Эстроген против сахарного диабета: обнаружена новая терапевтическая мишень
Медицина
Рецептор эстрогена альфа (ERα) – один из двух основных типов эстрогеновых рецепторов

Эстроген против сахарного диабета: обнаружена новая терапевтическая мишень

Эстроген – основной женский половой гормон – не только регулирует работу репродуктивной системы, но и активно вовлечен в обмен углеводов. Исследования молекулярных механизмов его работы в клетках внутренней выстилки кровеносных сосудов открывают перспективы для создания новых методов лечения диабета 2-го типа

Сахарным диабетом 2-го типа в мире болеет около полумиллиарда человек, а его быстрое распространение сравнивают с неинфекционной эпидемией. При этой болезни клетки теряют чувствительность к гормону инсулину – важнейшему регулятору обмена углеводов, способствующему транспорту глюкозы из крови, который вырабатывается поджелудочной железой.

С обменом углеводов связан еще один гормон – женский половой гормон эстроген. Известно, что у женщин в менопаузе или после удаления яичников, активно вырабатывающих эстроген, риск развития диабета 2-го типа значительно повышается. Этот эффект можно снять заместительной гормональной терапией. Мужчины с мутациями, инактивирующими клеточные рецепторы эстрогена, которые опосредуют его действие в клетках, также более склонны к развитию этой болезни.

Регуляцию обмена глюкозы связывают с работой одного из подтипов эстрогеновых рецепторов – ERα, причем этот эффект уже установлен для многих типов клеток. Однако до сих пор в поле зрения ученых не попадали клетки эндотелия – внутренней однослойной выстилки кровеносных сосудов. Между тем эта ткань вовлечена в доставку в клетки глюкозы, а также в ряд процессов в жировой ткани, которые могут влиять на гомеостаз этого «сахара».

Ученые из США провели эксперименты на лабораторных мышах, у которых генно-инженерными методами в клетках эндотелия были «выключены» рецепторы ERα. Подобно людям с мутацией ERα, у таких самцов развился диабет 2-го типа. У самок мышей диабет 2-го типа смоделировали, удалив яичников и посадив на диету с высоким содержанием жиров. Развитие такого диабета можно обратить вспять приемом эстрогенов, однако в данном случае – при «выключенном» ERα – сделать это не удалось.

Исследователи оценили индуцированное инсулином поглощение глюкозы скелетными мышцами мышей, где в норме утилизируется 80% глюкозы, и проверили свои выводы в экспериментах на изолированных мышцах этих животных. Как выяснилось, эндотелиальные ERα содействуют транспортировке инсулина в скелетные мышцы, усиливая утилизацию глюкозы. При этом довольно неожиданным оказался тот факт, что на процессы в жировой ткани эти рецепторы никак не влияли.

Дальнейшие эксперименты ученые провели на культурах клеток эндотелия человека и мыши. Они выяснили, что ERα способствуют транспорту инсулина через эндотелий сосудов к мышцам путем повышения синтеза белка SNX5 (сортирующий нексин 5). Этот белок относится к семейству белков SNX, которые опосредуют везикулярный транспорт – перенос чего-либо через клеточную мембрану как наружу, так и наоборот – внутрь клетки. Когда исследователи генно-инженерным способом «отключили» SNX5 в клетках эндотелия, эстроген перестал стимулировать транспорт инсулина в клетки.

Таким образом, у мышей обоих полов действие эстрогена на клетки эндотелия сосудов имеет решающее значение для доставки инсулина в скелетные мышцы и, соответственно, утилизации глюкозы. Дальнейшие исследования в этом направлении открывают возможность разработки новых терапевтических стратегий, направленных на борьбу с диабетом 2-го типа у человека.

Фото: https://en.wikipedia.org