Герпес пришел в Европу с поцелуями?
Трехмерная реконструкция вируса простого герпеса типа 1

Герпес пришел в Европу с поцелуями?

Изучение геномов возрастом в сотни или тысячи лет, выделенных из антропологических останков, может пролить свет на историю становления не только самого человека, но и его взаимодействий с патогенами. Недавняя долгожданная находка древних геномов вирусов простого герпеса – возбудителей «простуды» на губах – позволила ученым сделать нетривиальные выводы о причинах его широкой распространенности

Герпесвирусы – одни из самых распространенных: они способны поражать не только млекопитающих, но и птиц, рептилий, амфибий и рыб. Человека инфицируют представители нескольких подсемейств и 8 типов этого большого вирусного семейства.

По данным Всемирной организации здравоохранения, две трети населения мира (3,7 млрд человек) в возрасте до 50 лет являются носителями вируса простого герпеса человека типа 1. Этот двуцепочечный ДНК-вирус вызывает у человека оральный герпес – поражения губ, обычно называемые «простудой».

Герпес передается от человека к человеку при оральном контакте, большинство людей заражаются в детстве от матери. Обычно эта инфекция протекает легко или бессимптомно, но иногда может привести и к тяжелым осложнениям, особенно в случае ослабленного иммунитета. Единожды попав в организм, вирус остается в нем на всю жизнь: он переходит в латентное состояние, «скрываясь» в клетках нервной системы, но в определенных условиях может вновь активироваться.

История герпесвирусов насчитывает миллионы лет. Как показывает генетико-эволюционный анализ, вирус простого герпеса 1 типа пришел в Европу вместе с человеком из Африки. Учитывая его высокую распространенность сейчас, ожидали, что вирусный геном будет в изобилии обнаруживаться в ископаемом антропологическом материале. Но это оказалось не так. Возможно, вирус герпеса трудно обнаружить в древней ДНК потому, что у большинства людей герпесвирусная инфекция протекает скрытно, и число копий вируса в организме очень мало.

И вот недавно международной группе ученых удалось впервые извлечь древнюю вирусную ДНК из корней зубов четырех человек, для чего им пришлось проанализировать образцы ДНК из примерно 3 тыс. археологических находок.

Самый старый образец был найден у мужчины из погребения, относящегося к неволинской культуре на Урале и датируемого поздним железным веком (около 1.5 тыс. лет назад). Два образца были найдены в мужском и женском погребениях в Великобритании, датируемых VI–VII вв. н.э., а еще один – у мужчины из Нидерландов, жившем в XV в.

Все эти люди явно страдали стоматологическими заболеваниями, а также, судя по состоянию их костной системы, имели другие серьезные проблемы со здоровьем. Герпесвирус часто активируется в сочетании, например, с воспалительными заболеваниями полости рта, так что неудивительно, что он был обнаружен у страдавших такой патологией.

Сравнивая древнюю ДНК вируса герпеса с современными образцами, ученые на основе накопления мутаций оценили скорость эволюции вируса. Похоже, что современный вирусный штамм возник около 5 тыс. лет назад и быстро стал преобладающим в человеческой популяции.

Ученые предполагают, что причиной этому могло быть появление в Европе культурной практики поцелуев. Вероятно, этот обычай, не универсальный в человеческих культурах, распространился в результате массовых миграций бронзового века. В частности, запрет на поцелуи на официальных мероприятиях во времена римского императора Тиберия мог быть связан именно с попыткой предотвратить распространение герпеса.

Исследователи планируют продолжить изучение древних геномов герпесвирусов человека, в которое могут быть включены и такие древние люди, как неандертальцы.

Фото: https://en.wikipedia.org